ПРЕСС-ЦЕНТР

Комментарии в прессе

Управляющий партнер ГК «Налоговый щит» Владислав Брызгалин в журнале «НВ» рассказал о рисках проведения проверок цен по сделкам с использованием доктрины необоснованности получения налоговой выгоды в рамках камеральных проверок

Вправе ли налоговая инспекция в рамках проведения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС проверять правильность применения рыночных цен по сделкам налогоплательщика по приобретению товаров (работ, услуг) и при установлении, по ее мнению, факта их завышения осуществлять доначисление НДС, мотивируя это получением налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды?

1 января 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».

Указанным федеральным законом часть первая НК РФ дополнена разделом V.1 «Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании», положениями которого урегулирован порядок осуществления контроля за применяемыми налогоплательщиками ценами.

В соответствии с п. 1 ст. 105.3 НК РФ для целей НК РФ цены, применяемые в сделках, сторонами которых являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, а также доходы (прибыль, выручка), получаемые лицами, являющимися сторонами таких сделок, признаются рыночными. Пунктом 1 ст. 105.17 НК РФ предусмотрено, что проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по месту его нахождения. Проверка проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную проверку налогоплательщика, направленных в соответствии со ст. 105.16 НК РФ, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. При этом контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Таким образом, исходя из указанных выше положений НК РФ, правом на проведение ценовых проверок обладает специальное подразделение ФНС РФ, а территориальные налоговые органы не вправе проверять правильность применения рыночных цен по сделкам налогоплательщика по приобретению товаров (работ, услуг) в рамках выездных и камеральных проверок. Такие же подходы содержит судебно-арбитражная практика (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 № 09АП-14959/2014, ФАС Северо-Западного округа от 23.06.2014 по делу № А56-50671/2013 и пр.).

Вместе с тем необходимо учитывать позицию Минфина России по данному вопросу, выраженную в письме от 18.10.2012 № 03-0118/8-145 «О применении положения статьи 105.3 НК РФ». По мнению финансового ведомства, в случаях совершения между взаимозависимыми лицами сделок, не отвечающих признакам контролируемых, в которых исчисление налоговой базы осуществляется на основании положений отдельных статей части второй НК РФ исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, контроль соответствия цен, примененных в таких сделках, рыночным ценам может быть предметом выездных и камеральных проверок. В иных случаях установления фактов уклонения от налогообложения в результате манипулирования налогоплательщиком ценами в сделках необходимо доказывание получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в рамках выездных и камеральных проверок. При этом в целях определения фактической цены сделки, в которой предполагается занижение суммы налога, Минфин России считает возможным применение методов, установленных главой 14.3 НК РФ.

Наличие указанной позиции Минфина России по вопросу о возможности осуществления территориальными налоговыми органами контроля за ценами в рамках выездных и камеральных налоговых проверок территориальными органами, в том числе с использованием доктрины необоснованной налоговой выгоды, обуславливает наличие налоговых рисков осуществления ценовых проверок и доначисления налогоплательщику НДС по результатам камеральной налоговой проверки.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ