ПРЕСС-ЦЕНТР

Комментарии в прессе

Управляющий партнер ГК «Налоговый щит» Владислав Брызгалин в журнале «НВ» рассказал о полномочиях налоговых органов при проведении камеральных налоговых проверок

Вправе ли инспекция при проведении камеральной налоговой проверки проводить допросы свидетелей, истребовать документы у контрагентов организации, проводить иные мероприятия налогового контроля с целью оценки обоснованности получения организацией-налогоплательщиком налоговой выгоды?

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с пп. 1 и 3 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Из указанных норм следует, что целью камеральной проверки является выявление соответствия содержащихся в налоговой декларации и в документах информации имеющимся у налогового органа сведениям, устранение возможных в декларации ошибок, правильности произведенного расчета при исчислении налога. То есть в рамках такой проверки оценке подвергается только предусмотренный законом объем документов.

Вместе с тем полномочия налогового органа по определению мероприятий налогового контроля в рамках камеральных проверок четко нормами НК РФ не определены, что на практике привело к отсутствию единообразия в толковании и применении судами норм права по данному вопросу.

Установленные НК РФ формы налогового контроля (запрос документов (информации) у контрагентов проверяемого налогоплательщика, допрос свидетелей) подлежат применению при проведении не только выездных, но и камеральных налоговых проверок, в том числе и камеральных проверок деклараций по НДС, в которых заявлено право на возмещение налога, для оценки обоснованности получения налоговой выгоды. Иное - ограничительное - толкование объема полномочий налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки по НДС противоречит целям и задачам налогового контроля. Из статьей 90, 93.1 НК РФ, регулирующих порядок допроса свидетелей налоговыми органами и истребование документов у контрагентов налогоплательщиков, не следует, что данные контрольные мероприятия допустимы только при проведении выездной проверки. Такой подход применен, в частности, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 06.06.2014 г. по делу № А05-6974/2013, от 04.06.2013 по делу № А05-9721/2012 и пр.

Напротив, в определении от 30.09.2014 № 310-КГ14-2017 ВС РФ указал, что полномочия налогового органа по осуществлению налогового контроля при проведении камеральной налоговой проверки ограничены положениями ст. 88 НК РФ - данное ограничение касается как объема подлежащих проверке документов, так и возможных источников получения необходимой информации или документов. Представленные инспекцией в обоснование своих доводов доказательства проверки прежних владельцев спорного недвижимого имущества, сбора сведений об учредителях третьих лиц, не являющихся контрагентами налогоплательщика, получены налоговым органом за пределами камеральной налоговой проверки. Таким образом, полученная в ходе данных мероприятий налогового контроля информация не могла быть положена инспекцией в основу вывода о необоснованности заявленной налоговой выгоды, обусловившего принятие оспариваемых решений, как не относящаяся к предмету камеральной налоговой проверки. Согласно позиции, выраженной в постановлении ФАС Центрального округа от 28.12.2011 по делу № А08-2014/2011, полномочия налогового органа не включают право проводить допросы свидетелей.

Представляется, что в настоящее время точку в этом вопросе поставил Конституционный Суд РФ в определении от 20.11.2014 № 2621О по жалобе налогоплательщика, который обжаловал конституционность положений статей 90 «Участие свидетеля», 92 «Осмотр», 93.1 «Истребование документов (информации) о налогоплательщике». В данном судебном акте Суд указал, что поскольку система мер налогового контроля выступает в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов, оспариваемые заявителем законоположения, регулирующие полномочия налогового органа, сами по себе его конституционные права и свободы как налогоплательщика не нарушают.

По указанным выше основаниям, автор считает, что налоговые органы вправе при проведении камеральной проверки осуществлять такие мероприятия налогового контроля, как допрос свидетелей, осмотр помещений и предметов, запрашивать документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, у контрагентов или у иных лиц, располагающих данными документами (информацией).

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ