ПРЕСС-ЦЕНТР

Комментарии в прессе

«...Обслуживающий банк запросил отзывы контрагентов о нашей компании...»

Источник публикации: «Учет.Налоги.Право», 2014, № 32

«…Недавно из обслуживающего банка получили письмо, в котором помимо прочих документов от нас требуют подтвердить нашу деловую репутацию. А именно представить отзывы контрагентов или других банков о нашей компании. Мы готовы ответить, но не понимаем, как представить такие рекомендации и у кого запросить информацию. Расчетный счет у нас единственный, а поставщиков, покупателей и других контрагентов больше тысячи. Надо ли отвечать на запрос? И что делать, если контрагенты не будут писать рекомендательные письма?..»

Из письма главного бухгалтера Ирины Строевой, г. Москва

 

У нашей читательницы банк затребовал сведения о деловой репутации компании и, в частности, отзывы контрагентов. Отвечать ли на запрос и как составить ответ, рекомендуют банкиры и независимые эксперты.

 

Банкиры

Николай Потапов, главный специалист по работе с активами ОАО «АК БАРС» БАНК:
— Банк правомерно запрашивает сведения о деловой репутации на основании Положения ЦБ РФ от 19.08.04 № 262-П. Поэтому на запрос надо ответить. Просить каждого контрагента составить рекомендательное письмо не обязательно. Достаточно, если вы получите письмо с рекомендациями от наиболее крупных поставщиков или покупателей. Как правило, банки сами разрабатывают форму отзыва. Но если банк ее не приложил в запросе, можно оформить рекомендации произвольно. Если контрагенты отказываются их писать, об этом надо сообщить в банк. В любом случае я рекомендую вам не игнорировать запрос, иначе это осложнит работу с банком вплоть до отказа в обслуживании.

Сергей Вологин, начальник юридического отдела Московского филиала ОАО «НСТ-БАНК»:
— Банки вправе запрашивать подобные сведения. Такие полномочия они получили на основании Указания Банка России от 21.01.14 № 3179-У. Кроме того, у каждого банка есть и правила внутреннего контроля, по которым они собирают досье на клиентов. Поэтому не надо игнорировать запрос. Оформить сведения можно в свободной форме. В частности, контрагент пишет, что сотрудничает с вашей компанией с такого-то периода, за это время вы зарекомендовали себя как добросовестный поставщик.

 

Независимые эксперты

Ольга Дьяконова, зам. генерального директора по правовым вопросам Консалтинговой группы «ТАКО»:
— На запрос безопаснее ответить. Положение № 262-П, на основании которого банк требует информацию, не определяет ни форму, ни содержание отзывов. Поэтому можно уточнить в самом банке, как составить рекомендательные письма и сколько писем надо получить. Обычно такие рекомендации оформляют на фирменном бланке и заверяют подписью и печатью руководителя. Из содержания письма должно следовать, что ваша компания зарекомендовала себя как надежный партнер.

Максим Егоркин, ведущий юрист группы компаний «Налоговый щит»:
— Банк обязан собирать информацию о своих клиентах, в том числе и сведения о деловой репутации. Об этом сказано в пункте 1.14 приложения к Положению № 262-П. В то же время я считаю, что собирать информацию банк должен самостоятельно, а не перекладывать свои обязанности на клиента. Поэтому, если у вас нет возможности получить отзывы, вы можете сообщить об этом в банк в свободной форме.

 

Наше мнение

Людмила Хроколо, руководитель юридического отдела «УНП»:
— Мы согласны с экспертами, что банки вправе запрашивать сведения о деловой репутации. Причем это может быть любая информация, в том числе отзывы контрагентов (Указание № 3179-У). Но компании не обязательно требовать от всех своих поставщиков и покупателей письма. Достаточно попросить рекомендации от нескольких крупных организаций. В рекомендациях стоит сказать, что ваша компания — надежный контрагент, не нарушает условия сделок, вовремя оплачивает или поставляет товары и т. д. Составить текст отзыва может сама компания, контрагент его только подпишет. Это наверняка облегчит задачу. А вот игнорировать запрос рискованно. Банк посчитает, что компания работает с однодневками и сообщит об этом в Росфинмониторинг. Тогда возможны дополнительные проверки. Кроме того, не исключен отказ в обслуживании счета.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ