ПРЕСС-ЦЕНТР

Комментарии в прессе

Не притворяйтесь/В Налоговый кодекс внесут понятие мнимых и притворных хозяйственных операций, а оптимизацию налогов отделят от криминального уклонения

Источник публикации: «Юрист спешит на помощь», 2013, № 12

Следственный комитет России инициировал законопроект «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации». Документ уже подготовлен и направлен в профильные ведомства на согласование. Законопроектом предлагается, в частности, внести ряд поправок в Налоговый кодекс РФ, чтобы пресечь использование налогоплательщиками незаконных схем уменьшения налогов. Например, устанавливается запрет на злоупотребление правом в налоговых отношениях. Кроме того, могут быть расширены полномочия силовиков в налоговых делах, которые они потеряли. О других нюансах законопроекта корреспонденту Ольге Бухаровой рассказывает управляющий партнер группы компаний «Налоговый щит» ВЛАДИСЛАВ БРЫЗГАЛИН.

 

 — Владислав Викторович, законопроект вводит понятия мнимых и притворных хозяйственных операций. Что имеется в виду?

— Законопроектом предлагаются дополнения в п. 2 ст. 11 НК РФ, которыми вводятся понятия мнимых и притворных хозяйственных операций для целей налогообложения. Под первыми предлагается понимать операции, которые не совершались в действительности, под вторыми — операции, учитываемые вместо операций, совершенных фактически, в целях прикрыть их. В этой части нормы НК РФ гармонизированы с нормами гражданского права о мнимых и притворных

При обнаружении мнимых хозяйственных операций или сделок, совершенных исключительно с намерением избежать возникновения обязанности по уплате налога либо уменьшить сумму налога, последствия деятельности налогоплательщика определяются без учета таких операций. В случае обнаружения притворных операций налоговые последствия деятельности налогоплательщика определяются с учетом фактически совершенных хозяйственных операций.

Иначе говоря, фактически указанные поправки на законодательном уровне закрепляют положения, содержащиеся в настоящее время в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды», которые и сейчас успешно применяются на практике налоговыми органами и арбитражными судами. Поэтому, как и прежде, доказывать реальный характер совершенных хозяйственных операций, их разумность, наличие деловой цели их совершения, опровергать мнимый (притворный) характер сделок, т.е. подтверждать наличие своего права на получение налоговой выгоды (уменьшение налоговых обязательств), налогоплательщику придется в рамках оспаривания соответствующих решений в досудебном или судебном порядке.

В связи с этим считаем, что ожидать каких-либо существенных изменений в осуществлении налогового контроля налоговыми органами или судебных подходов к рассмотрению налоговых споров в случае принятия анализируемых поправок не стоит, кроме как в изменении нормативного обоснования налоговыми органами выявленных ими правонарушений.

 

— Если законопроект будет принят, насколько серьезным будет вмешательство в дела бизнеса правоохранительных органов?

— В случае принятия законопроекта лишение налогоплательщика права на учет в целях налогообложения результатов тех или иных хозяйственных операций будет осуществляться на основании правовых норм, т.е. закона, а не правовых позиций ВАС РФ. Однако представляется, что принятие анализируемых законодательных нововведений не исключает применение указанного постановления Пленума ВАС РФ в налоговых спорах об обоснованности налоговой выгоды при доказывании налоговыми органами фиктивных налоговых операций, так как оно не противоречит предлагаемым поправкам и более детально определяет признаки мнимых (притворных) сделок и операций, не имеющих разумных (деловых) целей.

Повторим, что инициатором принятия рассматриваемых поправок является Следственный комитет, в полномочия которого входит раскрытие налоговых преступлений, а не осуществление налогового контроля. Законопроект разослан для согласования в министерства и ведомства. При этом в Госдуме уже находится другой законопроект — о внесении поправок в Уголовно-процессуальный кодекс РФ (ст. 140), который восстанавливает право самостоятельного возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям правоохранительными органами. То есть он отменяет действующий в настоящее время порядок возбуждения таких дел Следственным комитетом только по результатам и на основании материалов налоговых проверок, проводимых налоговыми органами, которые направлены в правоохранительные органы в порядке п. 3 ст. 32 НК РФ.

 

— В этом законопроекте также предпринята попытка разграничения законной налоговой оптимизации и криминального уклонения от уплаты налогов…

— Действительно, в документе такая попытка устанавливается с помощью введения запрета на злоупотребление правом в налоговых отношениях. Так, в соответствии с предлагаемыми поправками в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не допускается злоупотребление правами, предусмотренными гражданским законодательством РФ, т.е. осуществление таких прав исключительно в целях избежать возникновения обязанности по уплате налогов и сборов либо уменьшить сумму подлежащих уплате налогов и сборов.

Под данное определение могут быть «подведены» многие эффективные способы налоговой оптимизации, активно используемые в настоящее время налогоплательщиками для снижения налоговой нагрузки и квалифицируемые правоприменительной практикой в качестве легальных способов уменьшения налоговых обязательств. Также представляется, что в случае принятия рассматриваемого законопроекта существуют риски, что любое уменьшение налогоплательщиком сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, может быть расценено правоохранительными органами в качестве уклонения от уплаты налогов с последующим возбуждением уголовного дела по соответствующим налоговым статьям Уголовного кодекса РФ.

Однако считаем, что предлагаемый запрет на злоупотребление правом позволяет пресекать действия налогоплательщиков, направленные на уклонение от уплаты налогов в случаях совершения мнимых (притворных) сделок, а также в случае совершения реальных сделок с целью исключительно незаконного уменьшения налоговых обязательств. Например, путем создания искусственной ситуации, при которой совершенные налогоплательщиком сделки формально соответствуют требованиям закона, но не имеют разумной деловой (экономической) цели, и единственным результатом которых является получение налоговых выгод. При этом не может рассматриваться в качестве злоупотребления правом использование налогоплательщиком прав, предусмотренных гражданским законодательством, в случае получения им реального экономического эффекта, отличного от уменьшения налоговых обязательств, даже если получение такого эффекта и сопровождается уменьшением налоговых обязательств, но когда получение такой налоговой выгоды не является главной целью деятельности налогоплательщика.

На это ранее также указывал Конституционный Суд РФ. Так, в постановлении от 27.05.2003 № 9-П суд фактически указал, что не могут рассматриваться в качестве злоупотребления правом такие действия налогоплательщика, которые хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно — оптимального вида платежа.

Хотелось бы отметить, что пределы налоговой оптимизации достаточно удачно определены в вышеуказанном постановлении Пленума ВАС РФ, основанном преимущественно на международном опыте. Они как раз и направлены на выявление и пресечение случаев незаконной налоговой оптимизации, в том числе путем злоупотребления правом. В связи с этим оно в любом случае должно сохранить свою актуальность для всех правоприменителей, включая самих налогоплательщиков, и может послужить ориентиром для разграничения законной и незаконной налоговой оптимизации.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ