ПРЕСС-ЦЕНТР

Комментарии в прессе

Есть три способа сэкономить прибыль за счет расходов на рекламу

Источник публикации: «Учет.Налоги.Право.», 2013, № 33

Большинство затрат на рекламу нормируемые, но на практике компании с успехом обходят лимит. Есть три популярных способа.

Главная проблема осенних рекламных акций – вписаться в лимит расходов, чтобы учесть всю стоимость рекламной кампании. Этого можно добиться, если передать расходы из одной компании в другую, перенести затраты на будущий год либо превратить их в ненормируемые. А чтобы избежать споров, стоит учесть разъяснения чиновников и свежую арбитражную практику.

 

Способ №1. Оплатить рекламу дружественной компании

+ Можно учесть больше расходов
- Надо доказать обоснованность чужой рекламы

Расходы по рекламе в холдинге вправе взять на себя одна из дружественных компаний, если остальным невыгодно платить за себя. Например, «дочка» уже превысила лимит рекламных расходов, либо применяет ЕНВД или упрощенку с доходов (п. 2 ст. 264 НК РФ). Тогда прорекламировать товары в холдинге может материнская организация.

Меры налоговой безопасности. Есть риски, что инспекторы снимут расходы или потребуют распределить общие траты между компаниями, в чьих интересах оплачена реклама. Распределить требуют так: компания, которая оплатила расходы, должна посчитать, какую выручку получит за месяц каждый партнер от проведения акции. А после подведения итогов эту долю партнеры должны компенсировать головной компании. В расходы головной компании эта часть не входит.

Чтобы обезопасить расходы, стоит предусмотреть в договорах между «мамой» и «дочками» (например, на продажу продукции) обязанность продавца продвигать товар. То есть прямо прописать, что поставщик обязуется проводить рекламные акции, способствующие росту продаж. Но даже при такой оговорке в спорах иногда выигрывают налоговики (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 24.01.13 № А40-45943/12-99-253, от 18.07.13 № А40-86022/12-20-468). Есть другой вариант – заключить договор с рекламным агентством, но не оговаривать в нем, какую продукцию рекламирует компания. Тогда налоговики не смогут проверить, была реклама своего или чужого товара.

 

Способ № 2. Перенести рекламные расходы на будущее

+ Компания не потеряет расходы
- При переносе затрат надо переоформить документы

Рекламные расходы, которые превысили один процент от выручки, компания вправе учесть, если перенесет их часть на следующий квартал, или будущий год. На будущий квартал имеет смысл переносить затраты, если за отчетный период выручка не позволяет учесть расходы, но за год расходы уложатся в лимит.

Расходы можно перенести и частично. Например, если стоимость рекламы за год 100 тыс. рублей, а выручка 9 млн рублей, то компания может списать только 90 тыс. рублей. Чтобы разницу 10 тыс. списать в будущем году, надо разбить рекламную акцию и подписать два акта на услуги: один в этом году, другой в следующем.

Меры налоговой безопасности. Безопаснее, чтобы не только из актов, но из иных документов рекламных компаний следовало, в каком периоде прошла рекламная акция. Например, для подтверждения расходов используют эфирные справки от теле- и радиокомпаний, или графики подтвержденных выходов рекламы от агентств (письмо Минфина России от 06.09.2013 № 03-03-06/1/467). Безопаснее, чтобы в этих документах выход роликов был привязан именно к дате списания расходов.

 

Способ № 3. Превратить нормируемые расходы в ненормируемые

+ Можно учесть расходы сверх норм
- Надо подтвердить нерекламный характер мероприятий

 Компания, у которой расходы близки к предельным нормам, может распространить информацию о своих товарах способами, которые не подпадают под определение рекламы. К примеру, провести мастер-классы или презентации для конкретных участников. Если список ограничен, значит, мероприятие не было адресовано неопределенному кругу лиц и не являлось рекламой. Затраты можно списать как прочие и не нормировать.

Еще есть смысл приобретать рекламу, которую не надо нормировать. Например, в интернете (Письмо Минфина России от 19.11.12 № 03-03-06/1/591).

Меры налоговой безопасности. По мнению Минфина, расходы на проведение конференций, тематических семинаров надо списать лишь в пределах норм (письмо от 09.08.13 № 03-03-06/1/32239). Но в суде компаниям удается доказать, что расходы на презентацию товаров можно списать в полном объеме, так как кодекс не требует их нормировать (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа 16.10.12 № А40-13384/12-75-64). Чтобы избежать споров, безопаснее проводить мероприятие без участия прессы, а приглашения рассылать не массово, а конкретным участникам.

 

Оценка налоговой безопасности способа

Чиновник
Елена Мелконян, советник государственной гражданской службы РФ 1-го класса:
Первый способ наверняка вызовет вопросы при проверке. Второй менее рискованный. С правом переносить нормируемые расходы согласен Минфин в письме от 06ю11.09 № 03-07-11/285. Что касается третьего способа, то если компания распространяет информацию, важно подтвердить, что она предназначена конкретным участникам.  

Оценка
Способ 1 – 3
Способ 2 - 4
Способ 3 - 4

Практик
Владислав Брызгалин, управляющий партнер группы компаний «Налоговый щит»:
Учет рекламы чужой деятельности наверняка приведет к спору с налоговой. А для переноса расходов важно переоформить первичку, на что не всегда соглашаются рекламные агентства. Реклама в виде конференции менее эффективна, к тому же важно подтвердить адресный характер мероприятия.

Оценка
Способ 1 - 3
Способ 2 - 3
Способ 3 - 4

Наша оценка
Электронный сервис «Калькулятор безопасности налоговых схем»:
Калькулятор есть на сайте журнала в разделе «Все сервисы». Помогает быстро оценить безопасность любого способа снижения налогов.

Оценка
Способ 1 - 3
Способ 2 - 5
Способ 3 - 4


Владимир Кожарин, эксперт "УНП"

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ