ПРЕСС-ЦЕНТР

Комментарии в прессе

Вопросы-головоломки, которые инспекторы задают на налоговых проверках

Источник публикации: «Учет.Налоги.Право», № 15, 2011

В расположении «УНП» оказались примерные вопросы, которые инспекторы задают свидетелям, чтобы раскрутить схему, выявить однодневку, доказать неофициальную зарплату. Этот опросник составило для своих подчиненных одно из УФНС. Но когда мы показали вопросы инспекторам из других регионов, они их узнали. Делимся полными списками с вами (см. стр. 9). Возможно, четкий предварительный инструктаж нужных работников не повредит. Все вопросы мы поделил на группы.

 

ПЕРВАЯ ГРУППА

ПСЕВДОРАССЛАБЛЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ

Пример: несколько первых вопросов во всех трех перечнях.

Обычно инспекторы начинают со стандартных расспросов, которые по задумке должны снять психологическое напряжение с допрашиваемого: где учились, где трудились, кем работаете сейчас и т.п. На самом деле из ответов инспекторы будут делать вполне себе серьезные выводы о наличие однодневки. Ответы сотрудника могут вызвать сомнения в его способностях, знаниях и квалификации, достаточных для выполнения функций учредителя или директора.

 

ВТОРАЯ ГРУППА

ВОПРОСЫ-ПЕРЕВЕРТЫШИ

Пример: вопросы №8-19 (перечень 1), №3-10 (перечень 3).

Частое заблуждение тех, кого допрашивают, в том, что налоговая пытается установить их причастность к фирмам-однодневкам, чтобы обвинить в преступлении. Например, спрашивая, «знакомо ли Вам название такой-то организации?», «имеется ли информация об открытых счетах этой организации?». В большинстве своем цель обратная – установить непричастность к бизнесу, сделкам, руководству компании. Поэтому это редкий случай, когда подробные истории о ведении деятельности могут не устроить налоговиков. А вот отрицательные ответы на такие вопросы-перевертыши как раз помогут инспекторам сделать вывод о фиктивности договоров и операций и как следствие отказать в вычетах и снять расходы.

Налоговый инспектор одной из ставропольских ИФНС:
«Мы доказываем непричастность лица к деятельности организации, а также к ее учреждению и подписанию первичных документов, являющих основанием для принятия расходов и вычетов для НДС».

 

ТРЕТЬЯ ГРУППА

КАПИТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

Пример: вопросы №23-31 (перечень 1), №6 (перечень 2).

Их больше всего. Инспекторов будет интересовать все, вплоть до мелочей. Есть у следователя такой прием – детализация допроса. Налоговики им тоже пользуются. Он заставляет допрашиваемого неосознанно проговориться, таким образом помогает раскручивать цепочку, выявлять других участников сделок для дальнейшей проработки всех звеньев.

Налоговый инспектор одной из подмосковных ИФНС:
«Чем более мелкие, незначительные подробности нас интересуют, тем вопрос каверзнее. Но замечу, что законодательство не запрещает ответить «не помню» на любой из них. Люди, названные в ответах, тоже будут приглашены на беседу и скорее всего с аналогичными вопросами». При расхождении в показаниях соответствующие выводы налоговиков очевидны.

Владислав Брызгалин, управляющий партнер Группы компаний «Налоговый щит»:
«Крайне опасными являются детализированные вопросы об обстоятельствах сделки, включая порядок согласования ее условий, обстоятельств подписания и исполнение договора, обмена документами. Существенные различия в показаниях должностных лиц налогоплательщика и его поставщика относительно таких обстоятельств ставят под сомнение реальность сделки. Это в совокупности с другими доказательствами может стать основанием для отказа в получении налоговой выгоды».

 

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА

ВОПРОСЫ В ЛОБ

Пример: вопросы №25-26 (перечень 3).

Среди капитальных встречаются так называемые вопросы в лоб. Например, «где хранятся документы, подтверждающие финансово – хозяйственную деятельность организаций, зарегистрированных на ваше имя?». Они считаются провокационными, поскольку многие теряются и дают ответ моментально. Чтобы избежать подобных казусов, психологи рекомендуют настроить себя так, чтобы на любой вопрос отвечать, взяв сначала паузу.

Анна Корниенко, психолог гештальт-центра Нины Рубштейн:
«Главная психологическая составляющая допроса – волнение опрашиваемого. Это вполне легко использовать, задавая, например, такие вопросы, как «в каком объеме были сняты денежные средства, для каких целей и в каком банке?», «какого числа какого месяца?». Первый порыв - все сразу рассказать. Но такие вопросы подразумевают, что опрашиваемый помнит все прошлые сделки. А это невозможно, мы помним только то, что сильно значимо для нас. Поэтому отличным ответом на данный вопрос будет «мне важно точно ответить Вам, ничего не напутав, поэтому необходимо обратиться к своим записям или к документации, чтобы предоставить Вам точную информацию». Время на подготовку дает не только точные данные, но и уверенность в себе».

Кстати, из-за избирательности памяти ответ «не помню» - самый подходящий на вопрос «где, когда и при каких обстоятельствах познакомились с данными лицами?». Это рекомендовал инспектор из Подмосковья.

 

ПЯТАЯ ГРУППА

АГИТИРУЮЩИЕ ВОПРОСЫ

Пример: вопрос №30 (перечень 3).

В примерных перечнях нашелся один такой вопрос: «Хотели бы Вы сделать какое-либо заявление по существу заданных Вам вопросов?». На такие вопросы лучше отвечать отрицательно, чтобы не наговорить лишнего.

Анна Корниенко, психолог гештальт-центра Нины Рубштейн:
«Допрос ведется по инициативе налогового органа, и, если бы человек хотел что-то сообщить сам, он пришел бы и сообщил. Я рекомендую на данный вопрос ответить «нет», догадываться о том, что еще интересно налоговикам – дело неблагодарное и, возможно, даже опасное».

Но, конечно, если в ходе допроса стало понятно, что надо скорректировать уже сказанное, как раз такой вопрос и позволит это сделать.

 

ШЕСТАЯ ГРУППА

ВОПРОСЫ ПРО ЗАПАС

Пример: вопросы №27-28 (перечень 3).

«Считаете ли Вы недействительными документы, подписанные от Вашего имени?» - подобными вопросами инспекторы пытаются дополнительно подтвердить свои доводы мнением (а не показаниями) допрашиваемого. Особенно они любят козырять этим в суде, мол, вот же сам сказал. Между тем вопрос оценочный, ответ тоже. И такая оценка не является доказательствами того, что компания или документы в самом деле являются недействительными.

 

СЕДЬМАЯ ГРУППА

НЕЛОВКИЕ ВОПРОСЫ

Пример: вопрос №9 (перечень 2), вопросы №11-15 (перечень 3).

Есть вопрос, на который можно ответить только «да», а вариант «нет» поставит в неудобное положение. Например, «передавали ли Вы кому-либо паспорт либо сведения, содержащиеся в паспорте?». Паспортные сведения требуются при оформлении кредита, при поездке на отдых, да и практически каждый государственный орган требует предоставление таких сведений. Правда, будет странно ответить на данный вопрос «нет».

Другой пример. У тех, кого допрашивают по «серой» зарплате, инспекторы обязательно поинтересуются, «готовы ли добровольно продекларировать полученный неофициальный заработок». Даже если сотрудник ответит «нет, денег нет», инспекторы скажут что-то вроде «а придется, это Ваш доход, и Вы как налогоплательщик должны государству 13 процентов». О таком развитии событий коллеги загодя информируют своих работников.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ