ПРЕСС-ЦЕНТР

Комментарии в прессе

Добро пожаловаться. Отстаивать свои права в налоговых органах сможем лично

Источник публикации: «Российская Бизнес-газета», № 775 (42), 09.11.2010

Члены Совета Федерации предложили депутатам Госдумы предоставить налогоплательщикам дополнительные права при рассмотрении налоговиками дел о налоговых правонарушениях. Соответствующий законопроект уже внесен в парламент и готовится к рассмотрению.
 
Как пояснил "РБГ" Владислав Брызгалин, управляющий партнер ГК "Налоговый щит", действующим законодательством предусмотрено право обжалования налогоплательщиком решения налогового органа, принятого по результатам налоговой проверки, в вышестоящем налоговом органе путем подачи им апелляционной и обычной жалоб. При этом на стадии принятия решения по результатам налоговой проверки право налогоплательщика на рассмотрение вышестоящим налоговым органом его административной жалобы на решение налогового органа в его присутствии законом не предусмотрено. "Иначе говоря, фактически в данный момент налогоплательщик лишен права быть выслушанным при рассмотрении его жалобы, лишен возможности лично представлять дополнительные документы и доказательства в подтверждение правомерности своих действий и незаконности принятого в отношении него решения, - уточнил эксперт. - Это, безусловно, умаляет право плательщика налогов на защиту своих интересов всеми не запрещенными законом способами (статья 45 Конституции РФ)".
Предлагаемые же поправки, по словам Владислава Брызгалина, устраняют это несоответствие и предлагают закрепить право налогоплательщика на его личное участие не только при рассмотрении материалов проверки, но и при рассмотрении вышестоящим налоговым органом его апелляционной или обычной жалоб.
Как отметил Андрей Приходько, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит", по сути дела законопроект предлагает нормативно закрепить сложившуюся судебную практику, которая говорит о том, что у налогоплательщика есть право участвовать в процессе рассмотрения его дела должностным лицом налогового органа и давать пояснения, приводить доказательства по всем вопросам. При этом эксперт считает, что в данном случае не было бы лишним предоставить налогоплательщику право присутствовать при рассмотрении его жалоб не только на решения налоговых органов, но и при рассмотрении жалоб на неправомерные действия или бездействие налоговых органов, однако пока законодатель подобных инициатив не проявил.
"Рассматриваемых "точечных" изменений в Налоговый кодекс недостаточно, - подчеркивает Владислав Брызгалин. - Как минимум данному праву должна корреспондировать обязанность вышестоящего налогового органа извещать налогоплательщика о времени и месте рассмотрения жалобы, соответственно, необходимо внесение изменений в статью 32 НК РФ, устанавливающую такую обязанность налоговых органов. В этой связи полагаем также необходимым закрепление на законодательном уровне и правовых последствий несоблюдения налоговым органом этой обязанности, например, в виде безусловной отмены решения, вынесенного по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика в его отсутствие, невозможность исполнения нижестоящим налоговым органом решения, обжалованного налогоплательщиком. В противном случае, такое право налогоплательщика будет иметь исключительно декларативный характер, так как его соблюдение не будет гарантировано соответствующими нормами".
Кроме того, по мнению эксперта, одно лишь нормативное закрепление права на участие налогоплательщика при рассмотрении его жалобы не обеспечит решение многих проблем, с которыми в силу отсутствия должного правового регулирования сталкиваются налогоплательщики и налоговые органы при административном обжаловании актов налогового контроля. "Установленная законом процедура административного обжалования налогоплательщиком актов налоговых органов, как показала практика его применения, требует значительного усовершенствования, - отметил Владислав Брызгалин. - Это касается прежде всего вопросов о пределах рассмотрения жалобы налоговым органом и возможности ухудшения положения налогоплательщика, в том числе путем пересмотра налоговым органом необжалованной части решения, последствий нарушения налоговым органом сроков рассмотрения жалобы и пр.".
Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ