ПРЕСС-ЦЕНТР

Комментарии в прессе

О звуковой рекламе и налоге на прибыль

Источник публикации: "Учет.Налоги.Право.", 2003, № 37.

"...Мы рекламируем свои товары в общественном транспорте, на выставках и других общественных мероприятиях. При этом текст рекламы читает диктор. Недавно на семинаре услышала, что такую рекламу можно учитывать для налога на прибыль без ограничений, как рекламу через СМИ. Действительно ли это так?.."

Из письма Г.Е. Рогожиной, г. Москва

 

Поясним ситуацию. Глава 25 Налогового кодекса разрешает полностью включать в расходы для целей налогообложения прибыли затраты лишь на виды рекламы, прямо перечисленные в пункте 4 статьи 264 НК РФ. Все же остальные рекламные расходы принимаются для налога на прибыль в размере, не превышающем 1 процент от выручки.

Среди видов рекламы, расходы на которую можно учесть полностью, НК РФ называет рекламу через средства массовой информации. При этом исчерпывающего перечня такой рекламы в кодексе нет. Так относится ли звуковая реклама, распространяемая в транспорте, магазинах, торговых центрах или на ярмарках, к рекламе через СМИ? Этот вопрос мы задали как в МНС России, так и независимым экспертам.

В департаменте налогообложения прибыли МНС России нам ответили так:
- Официальных разъяснений по этому вопросу министерство пока не давало. Поэтому точно ответить, можно ли отнести такую рекламу к рекламе через СМИ и соответственно учесть расходы на нее в полном объеме, на сегодняшний день нельзя.

Директор Агентства правовой безопасности "Налоговый щит" Владислав Брызгалин отмечает, что для правильного ответа на поставленный вопрос надо определиться с понятием "средство массовой информации":
- Понятие "средство массовой информации" в НК РФ не раскрывается. В связи с этим по правилам статьи 11 кодекса надо обратиться к другой отрасли законодательства. В частности, это понятие раскрывается в Законе РФ от 27.12.91 № 2124-1 "О средствах массовой информации". Так, статья 2 закона под средством массовой информации понимает не только периодическое печатное издание, радиопрограмму, но и иную форму периодического распространения массовой информации. Если учесть, что под массовой информацией понимаются в том числе и аудиосообщения, предназначенные для неограниченного круга лиц, то получится, что звуковую рекламу действительно можно отнести к рекламе через СМИ.

Но вместе с тем статья 8 закона о СМИ устанавливает обязательную государственную регистрацию средства массовой информации. Кроме того, у СМИ должна быть редакция, наименование и определенная форма периодического распространения.

Анализ этих положений приводит к выводу, что средство массовой информации должно обладать следующими обязательными признаками. Во- первых, СМИ создается специально для распространения массовой информации. Во-вторых, распространение данной информации должно осуществляться с определенной периодичностью. И в- третьих, у СМИ должно быть свидетельство о регистрации в этом качестве.

Очевидно, что распространение рекламных сообщений на улице, в транспорте и других общественных местах не удовлетворяет данным признакам. Следовательно, сама такая реклама не относится к рекламе через средства массовой информации.

Григорий Неверов, директор ООО "РТФ- Аудит", также предлагает искать ответ в законе о СМИ:
- Согласно статье 2 закона о СМИ, средство массовой информации обязательно должно иметь постоянное название и выходить в свет с определенной периодичностью, но не реже одного раза в год. Звуковые рекламные сообщения не имеют постоянного названия и, как правило, не имеют периодичности выхода. Следовательно, такие сообщения не являются средством массовой информации, а расходы на рекламу путем трансляции таких сообщений не относятся к расходам на рекламу через средства массовой информации.

Поэтому расходы на звуковые рекламные сообщения учитываются в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, в размере 1 процента выручки от реализации.

А вот Екатерина Шныкина, аудитор ООО "ЮВК Аудит", считает, что учесть такие расходы можно, но при определенных условиях:
- Согласно закону о СМИ, звуковые рекламные сообщения могут быть отнесены к продукции средств массовой информации, только если организация - распространитель таких сообщений занимается не распространением рекламной информации как таковой, а делает это в виде программ, имеющих постоянное название и периодичность выхода в эфир. Кроме того, организация - распространитель звуковых рекламных сообщений должна быть зарегистрирована именно как СМИ.

Иными словами, если к договору с распространителем рекламной информации будет приложено свидетельство о регистрации соответствующего средства массовой информации, а способ распространения рекламной информации будет соответствовать способу, указанному в этом свидетельстве, то такие рекламные расходы будут уменьшать налогооблагаемую прибыль в полном размере.

 

Комментарий редакции

Мы бы не советовали учитывать расходы на звуковую рекламу, распространяемую в общественных местах, в полном объеме. Дело в том, что, хотя формально такие звуковые сообщения подпадают под определение информации, распространяемой через СМИ, на самом деле таковыми они не являются. Ведь, как правильно отмечают независимые эксперты, средство массовой информации характеризуется не только теми признаками, которые приведены в определении, данном в статье 2 закона о СМИ. Помимо этого средству массовой информации присущи и другие обязательные признаки, в частности периодичность выхода, название, необходимость специальной государственной регистрации и т. д. Ничего этого у организаций, распространяющих звуковые сообщения, нет. Поэтому, на наш взгляд, у налогоплательщиков, решивших учесть такие расходы в полном объеме, очень мало шансов убедить в своей правоте не только налогового инспектора, но и суд. А в такой ситуации лучше все же учитывать подобные расходы в пределах однопроцентного норматива.


Материал подготовил А.Е. Крайнев, эксперт "УНП"

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ