ПРЕСС-ЦЕНТР

Комментарии в прессе

Как закон № 137-ФЗ повлияет на взаимоотношения инспекций и налогоплательщиков?

Источник публикации: "Учет.Налоги.Право.", 2005, № 43.

С таким вопросом корреспондент "УНП" обратилась к практикующим юристам.

Опрошенные эксперты не прогнозируют увеличения количества налоговых проверок. "Зачем? Если даже в рамках одной проверки, скажем по НДС за три года, можно без суда взыскать с организации до 1800 тыс. рублей", - отмечает начальник юридического отдела ООО "Аудиторская служба "СТЕК" Наталья Орлова. С ней согласен директор Агентства правой безопасности "Налоговый щит" Владислав Брызгалин: "на мой взгляд, налоговики не будут проверять налогоплательщиков чаще, но возможностью внесудебного взыскания штрафа будут пользоваться широко".

В этой связи количество судебных разбирательств будет неуклонно расти, уверены наши респонденты. "А в случае со взносами в пенсионный фонд арбитражный суд вообще становиться единственной защитой налогоплательщика, - считает Наталья Орлова, - ведь закон фактически закрепил возможность двойного взыскания за одно и то же нарушение: сначала в рамках проверки по ЕСН налоговая инспекция доначислит недоимку, а потом и Пенсионный фонд взыщет страховые взносы".

Вообще явные нарушения прав налогоплательщиков, в изобилии встречающиеся в Федеральном законе № 137_ФЗ, должны в конечном итоге привлечь внимание Конституционного суда, говорит Владислав Брызгалин. Тем более что прецедент уже есть - это постановление КС РФ от 17.12.1996 № 20-П, в котором суд указал, что бесспорное взыскание штрафа является нарушением части 3 статьи 35 Конституции, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Но пока КС РФ не добрался до закона № 137-ФЗ, отбиваться от налоговиков и доказывать в суде свою невиновность придется самим плательщикам, с сожалением отмечает Светлана Амирджанян из ООО "Аудиторская фирма Инициатива Консультант". "Хотя статья 65 АПК РФ и возлагает на государственный орган обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, на практике эта норма практически никогда не работает", делится опытом Наталья Орлова. А Светлана Амирджанян добавляет: "раньше инициаторами судебных разбирательств были налоговые органы, и по праву заявителя они начали разбирательство с предоставления своих доходов. Теперь же субъект обращения в суд изменится, и бремя доказывания автоматически переходит к налогоплательщику".


Екатерина Борзова, корреспондент "УНП"

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ