ПРЕСС-ЦЕНТР

Обзоры и комментарии

Обзор важнейших правовых позиций Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по налоговым спорам за 2011 год

1. Взыскание налогов

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.11.2011 № 8330/11

Срок направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа не является пресекательным. Пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей и сам по себе при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Кодекса, не является основанием для признания требования недействительным.

ПостановлениеПрезидиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.11.2011 № 7551/11

Процедура принудительного взыскания налоговым органом задолженности по обязательным платежам состоит из взаимосвязанных этапов, при отсутствии одного из которых взыскание налога и пеней за счет имущества нарушает установленный законом порядок бесспорного взыскания обязательных платежей. Таким образом, вынесение налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет денежных средств на счетах в банках, является несоблюдением установленного порядка бесспорного взыскания обязательных платежей. До взыскания налогов за счет иного имущества налоговый орган должен реализовать процедуру, предусмотренную статьей 46 НК РФ, после чего вправе перейти к изъятию и реализации имущества налогоплательщика. Статьи 45 - 47 НК РФ не предусматривают возможности принятия решения о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика, минуя стадию взыскания налога за счет средств на банковских счетах.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.02.2011 № 8229/10

Предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса меры принудительного взыскания налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика-организации представляют собой последовательные этапы единого внесудебного порядка взыскания налоговой задолженности, а не самостоятельные, независимые друг от друга процедуры. В связи с этим при установлении недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика-организации налоговый орган обязан предпринять предусмотренные статьей 47 Кодекса меры, направленные на взыскание налоговой задолженности за счет иного имущества налогоплательщика. Принятие этих мер в установленный срок направлено на обеспечение как эффективности взыскания, так и определенности в налоговых правоотношениях.

 

2. Зачет/возврат/возмещение налогов

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.07.2011 № 2105/11

Излишняя уплата налога имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах. Излишне уплаченной суммой налога может быть признано зачисление на счета соответствующего бюджета денежных средств в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды. Уплата денежных средств в бюджет авансом (в отсутствие налоговых обязанностей - до окончания налогового (отчетного) периода и до наступления срока уплаты налогов) через проблемный банк не может свидетельствовать об исполнении налоговой обязанности в смысле пункта 3 статьи 45 НК РФ. Уплаченные таким образом суммы не могут рассматриваться как излишне уплаченные суммы налогов.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 № 17750/10

Наличие переплаты (излишне уплаченного налога) может быть установлено только после представления итоговой декларации по налогу за налоговый период, в которой будет указана сумма налога, подлежащая уплате, и сумма фактически уплаченных за весь период авансовых платежей. Поэтому, в соответствии со ст. 55, 58, 286 и 287 НК РФ трехлетний срок, установленный для возврата излишне уплаченных налогов, в случае излишней уплаты авансовых платежей следует исчислять с момента представления итоговой декларации по налогу на прибыль.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2011 № 14223/10

Статья 176 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2007) осуществление возврата налога не ставит в зависимость от подачи налогоплательщиком заявления о возврате. Указание в пункте 6 статьи 176 НК РФ на заявление налогоплательщика не свидетельствует об обратном выводе. Данное заявление подается налогоплательщиком при наличии у него необходимости в осуществлении возврата суммы налога на конкретный банковский счет, поскольку при отсутствии такого заявления налоговый орган, приняв решение о возврате налога на добавленную стоимость, вправе осуществить возврат на любой известный ему расчетный счет.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12.04.2011 № 14883/10

Налоговый орган в случае обнаружения отдельных нарушений, связанных с возмещением НДС, не вправе по окончании налоговой проверки со ссылкой на пункт 3 статьи 176 НК РФ откладывать возврат части налога, в отношении которой не выявлено нарушений, до момента изготовления акта проверки либо принятия решений о возмещении и возврате налога. В отношении суммы, подлежащей возврату должны применяться положения п.2, 7 и 8 статьи 176 НК РФ. Решение о возмещении и возврате суммы налога, о ее возврате должны быть приняты в течение 7 дней, в этот же срок должно быть оформлено платежное поручение на возврат налога и направлено в территориальный орган на следующий день, в течение 5 дней возврат налогоплательщику суммы налога должен быть осуществлен.

 

3. Налоговый контроль

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.10.2011 № 5355/11

На основании положений подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам. Данное положение закрепляет общий принцип правового регулирования в налоговых правоотношениях, который подлежит применению также и к банкам как к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Поэтому, банк вправе оценивать на предмет обоснованности направленное ему в порядке статьи 93.1 НК РФ требование о предоставлении документов, касающихся деятельности его клиента в связи с налоговой проверкой его контрагентов (проверяемых налогоплательщиков). В случае установлениям банком факта того, что истребуемые документы не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (контрагента клиента банка) и не отражают финансово-хозяйственных отношений между налогоплательщиком и клиентом банка, на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ вправе отказать налоговому органу в предоставлении таких документов.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.04.2011 № 18120/10

Необходимость проведения почерковедческой экспертизы по причине возникновения у налогового органа предположений о фиктивности хозяйственных операций даже без предоставления налоговым органом доказательств наличия угрозы уничтожения, сокрытия, исправления или замены подлинных документов может являться самостоятельным и достаточным основанием для выемки документов в соответствии со статьей 94 НК РФ.

 

4. Налоговая ответственность

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.09.2011 № 4134/11

В соответствии с пунктом 1 статьи 113 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности). В отношении правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ, исчисление срока давности привлечения к ответственности за их совершение производится со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено данное правонарушение. Таким налоговым периодом при квалификации действий налогоплательщика по статье 122 НК РФ является период, предоставленный для исполнения соответствующей обязанности по уплате налога, а не период, за который налог подлежит уплате.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.07.2011 № 1051/11

Обязанности налогового агента в части сроков удержания и перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц предусмотрены статьей 226 НК РФ и не связаны с окончанием налогового периода, в отличие от обязанностей налогоплательщиков, установленных статьями 227, 228 НК РФ. В связи с чем, предложение налоговым органом об удержании и уплате не полностью удержанных налоговым агентом сумм НДФЛ в течение налогового периода до окончания этого налогового периода, пени и применение штрафа, предусмотренного статьей 123 НК РФ, является правомерным.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.04.2011 № 11185/10

Обязательным условием для освобождения налогоплательщика от ответственности, предусмотренной статьей 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налога, является полное устранение им причиненного такой неуплатой налога вреда путем погашения недоимки и пени в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 81 НК РФ. Самостоятельное выявление налогоплательщиком факта неуплаты налога, подача уточненных деклараций и погашение недоимки (в условиях неуплаты пени, подлежащих начислению на недоимку), не являются обстоятельствами, освобождающими налогоплательщика от ответственности, и могут рассматриваться только как обстоятельства, смягчающие ответственность.

 

5. Досудебное урегулирование налоговых споров путем обжалования решений налоговых органов в вышестоящем налоговом органе

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2011 № 10025/11

Трехмесячный срок, предусмотренный статьей 198 АПК РФ, для обжалования решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности в арбитражный суд, подлежит исчислению с момента, когда налогоплательщику стало известно о вынесении вышестоящим налоговым органом решения по его жалобе на данное решение.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.2011 № 16240/10

Выражение в апелляционной жалобе несогласия с решением налогового органа является достаточным основанием для проверки вышестоящим налоговым органом законности всего оспоренного решения и досудебная процедура как обязательное условие для последующего обжалования решения в судебном порядке в этом случае является соблюденной.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 № 17750/10

В ситуации, когда налогоплательщик своевременно предпринял попытку досудебного урегулирования спора с налоговым органом и обращение в суд вызвано незаконным отказом в его имущественном требовании, такое право подлежит судебной защите при условии соблюдения заявителем срока, установленного пункта 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.05.2011 № 18421/10

Нормами НК РФ установлен обязательный досудебный порядок обжалования в вышестоящий налоговый орган не только прямо поименованных в пункте 5 статьи 101.2 НК РФ решений, но и других решений, принимаемых по результатам налоговых проверок. Следовательно, решение об отказе в возмещении НДС как основанное на установленных в ходе проверки обстоятельствах, может быть обжаловано в суд только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.03.2011 № 13923/10

Расходы, понесенные налогоплательщиком на стадии досудебного урегулирования налогового спора, не могут быть взысканы с РФ, поскольку данные расходы не относятся ни к убыткам налогоплательщика, ни к судебным издержкам. Урегулирование спорных правовых вопросов, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности, следует рассматривать как элемент обычной хозяйственной деятельности независимо от того, осуществляется оно силами работников самой организации или с привлечением третьих лиц, специализирующихся в определенной области, по гражданско-правовому договору оказания услуг.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.02.2011 № 13065/10

Нарушение управлением требования пункта 3 статьи 140 НК РФ о сроках рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика не препятствует вышестоящему налоговому органу рассмотреть жалобу налогоплательщика и само по себе не влечет недействительности решения, принятого по результатам рассмотрения.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.01.2011 № 10519/10

Неизвещение налогоплательщика о времени и месте рассмотрения результатов дополнительных мероприятий налогового контроля и лишение тем самым налогоплательщика возможности представить свои пояснения и возражения с учетом этих результатов, является существенным нарушением процедуры рассмотрения материалов проверки и безусловным основанием для отмены решения налогового органа.

 

6. Налог на добавленную стоимость

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14.06.2011 № 18476/10

Налогоплательщик на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 171 НК РФ вправе отнести к налоговым вычетам суммы НДС, предъявленные ему при приобретении товаров (работ, услуг), приобретенным для содержания подразделения капитального строительства, осуществляющим функции по организации и координации работ по строительству основных средств, осуществления контроля за их проведением и технического надзора, так как соответствующие расходы произведены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.02.2011 № 10230/10

Заключая договор поставки, налогоплательщик не проявил должной степени осмотрительности, поскольку не удостоверился в государственной регистрации в качестве юридического лица, в связи с чем, представленные им документы, оформленные от имени несуществующего юридического лица, не могут служить основанием для учета расходов и принятия налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.10.2011 № 3844/11

Положения главы 21 НК РФ не препятствуют включению в состав налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость сумм этого налога налогоплательщиками, оплатившими ремонтно-строительные работы автомобильных дорог общего пользования, находящихся во владении исполнительных органов государственной власти или местной администрации, при отсутствии как встречных обязательств со стороны заинтересованных лиц по финансированию результатов выполненных работ, так и договорных отношений с лицами, ответственными за содержание автомобильных дорог названной классификации, при условии если соответствующие затраты произведены в целях достижения экономически оправданного результата.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.04.2011 № 23/11

Применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством их декларирования и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 НК РФ условий. Само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования. Поэтому, наличие у налогоплательщика права на налоговый вычет, не реализованного в установленном законом порядке, не может являться основанием для оспаривания выводов налогового органа о занижении сумм налога по результатам проверки, а налоговый орган не обязан выявлять указанные обстоятельства при проведении налоговой проверки.

 Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.09.2011 № 4134/11

Положения статьи 169 НК РФ и Федерального закона от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержат положений, которые позволяют оформлять документы первичного бухгалтерского учета с использованием факсимильной подписи лиц, уполномоченных на их подписание. Поэтому счет-фактура, содержащий подписи руководителя и главного бухгалтера, выполненные путем факсимильного воспроизведения, не могут являться основанием для применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость.

Постановление Президиума Высшег Арбитражного Суда РФ от 09.03.2011 № 14473/10

Из анализа статей 31, 166, 169, 171, 172 НК РФ в их системной связи следует, что документальное обоснование права на налоговый вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), лежит на налогоплательщике. При утрате первичных бухгалтерских документов такими документами могли служить копии счетов-фактур, а также иных документов, подтверждающих сумму налога на добавленную стоимость, предъявленную к оплате по счетам-фактурам контрагентами налогоплательщика при расчетах за поставленные товары (работы, услуги). Возможность использования в целях определения суммы налоговых вычетов расчетного метода, предусмотренного статьей 31 НК РФ, исключена.

 

7. Налог на прибыль организаций

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.11.2011 № 8654/11

Международные договоры, в частности соглашения об избежании двойного налогообложения, применяются в случаях, когда национальное законодательство вступает в противоречие с международными правовыми актами и устанавливает иное правовое регулирование тех или иных вопросов налогообложения резидентов договаривающихся государств. Статьи международных договоров направлены на устранение дискриминации при налогообложении национальных лиц одного договаривающегося государства в другом договаривающемся государстве, включая гарантию на равные условия налогообложения, и не исключают возможности установления специальных правил налогообложения на уровне национального законодательства договаривающихся государств как средства борьбы с минимизацией налогообложения. К числу этих правил относится в том числе и пункт 2 статьи 269 НК РФ, вводящий ограничения для налогоплательщиков – российских организаций – при учете ими процентов по долговым обязательствам перед компаниями, доминирующими в различных формах в деятельности налогоплательщика – российской организации. Данное положение означает, что ко всем без исключения российским организациям, подпадающим под действие пункта 2 статьи 269 НК РФ, применяется порядок, установленный названными положениями Кодекса, который лишь вводит для российских налогоплательщиков дополнительное условие, которому необходимо соответствовать для получения возможности вычитать проценты без соответствующих ограничений. Таким образом, установление в пункте 2 статьи 269 НК РФ правил, направленных на противодействие злоупотреблениям в налоговых правоотношениях, нельзя рассматривать в качестве дискриминационных по отношению к российским организациям с существенным иностранным капиталом при наличии у них контролируемой задолженности перед иностранной организацией.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.03.2011 № 14221/10

Расходы, обусловленные необходимостью осуществления организацией своей предпринимательской деятельности, предполагают признание их экономически оправданными (обоснованными). С учетом производственной направленности расходов на приобретение наклеек со штрих-кодовой информацией и их связи с осуществлением деятельности по извлечению прибыли такие расходы признаны ВАС РФ в качестве экономически оправданных и обоснованных.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.03.2011 № 13018/10

В соответствии пунктом 25 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются также расходы в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда. Поскольку произведенная налогоплательщиком выплата директору единовременной надбавки к пенсии по старости аналогична по своему содержанию расходам, поименованным в пункте 25 статьи 270 НК РФ, данная выплата не относится к расходам, учитываемым при определении налогооблагаемой прибыли.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.07.2011 № 1621/11

Наделение налоговых органов правом исчисления налогов расчетным путем направлено как на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которых не должно иметь произвольных оснований, так и на создание дополнительных гарантий прав налогоплательщиков и обеспечение баланса публичных и частных интересов. При непредставлении налогоплательщиком документов, позволяющих осуществить налоговый контроль, налоговый орган на основании подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ обязан определить размер налоговых обязательств налогоплательщика по налогу на прибыль расчетным путем, исходя из особенностей его деятельности и сведений, полученных из документов, находящихся в расположении инспекции и путем сопоставления таких сведений с деятельностью аналогичных налогоплательщиков.

 

8. Налог на доход физических лиц

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.11.2011 № 6341/11

Компенсационные выплаты, выплаченные обществом в соответствии с отраслевым соглашением и коллективным договором работникам, являются компенсационными выплатами, осуществляемыми в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и не подлежащими налогообложению в силу пункта 3 статьи 217 НК РФ.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ