ПРЕСС-ЦЕНТР

Обзоры и комментарии

Изменен порядок досудебного урегулирования налоговых споров

Федеральным законом «О внесении изменения в часть первую НК РФ» от 02.07.2013 г. № 153-ФЗ существенно изменен институт досудебного урегулирования налоговых споров в административном порядке. Данные изменения коснулись не только круга обжалуемых актов налоговых органов (решений, иных актов, действий (бездействия) налоговых органов), но и сроков обжалования. Законом установлены требования к форме и содержанию жалобы, порядок и виды принимаемых решений и пр. При принятии Закона законодателем также учтены правовые позиции ВАС РФ, устраняющие пробелы в правовом регулировании данных отношений. 

 

Обязательный досудебный порядок досудебного обжалования решений был впервые введен в налоговое законодательство с 1 января 2009 года и только в отношении отдельных решений налоговых органов.

Напомним, что в настоящее время решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе (пункт 5 статьи 101.2 НК РФ).

Из анализа указанных законоположений прямо следует, что обязательный претензионный порядок урегулирования спора установлен только для двух видов решений, принимаемых налоговыми органами в порядке пункта 7 статьи 101 НК РФ по результатам выездных и камеральных налоговых проверок:

  • решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения
  • решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Избранный законодателем способ установления предмета обязательного досудебного обжалования – путем указания на конкретные виды правоприменительных решений, а не условий и обстоятельств их принятия, позволяет говорить, что перечень видов решений, для которых установлен обязательный административный порядок обжалования, носит исчерпывающий характер и не подлежит расширенному толкованию.

Федеральный закон от 02.07.2013 г. № 153-ФЗ вносит в часть первую НК РФ следующее основные изменения:

1) Согласно изменениям в НК РФ новый порядок обжалования предусматривает, что налогоплательщик в случае несогласия с ненормативным актом налогового органа, действием (бездействием) должностных лиц обязан обжаловать такой ненормативный акт, действие (бездействие) сначала в вышестоящий налоговый орган (в досудебном порядке) и только после этого вправе обратиться в суд (пункт 2 статьи 138 НК РФ в новой редакции).

То есть, порядок обжалования, действующий в настоящее время только лишь для решений о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности), вынесенных по результатам налоговой проверки, согласно изменениям в НК РФ будет применяться к обжалованию всех ненормативных актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц.

Исключение из такого порядка обжалования сделано законодателем для:

  • ненормативных актов налоговых органов, принятых по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), которые могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд (абзац 3 пункта 2 статьи 138 НК РФ в новой редакции);
  • ненормативных актов налоговых органов федерального уровня, действий (бездействий) их должностных лиц, которые обжалуются только в судебном порядке (абзац 4 пункта 2 статьи 138 НК РФ в новой редакции).

2) Согласно изменениям в НК РФ устанавливается общий срок для обжалования – 1 год со дня вынесения обжалуемого решения или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (пункт 2 статьи 139 НК РФ в новой редакции).

3) Срок для апелляционного обжалования решения о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности), которое еще не вступило в силу, установлен в 1 месяц со дня его вручения налогоплательщику (пункт 9 статьи 101 НК РФ в новой редакции), вместо 10 дней, предусмотренных указанной нормой в настоящее время.

4) установлены требования к форме и содержанию жалобы. Согласно статье 139.2 НК РФ «Форма и содержание жалобы (апелляционной жалобы)» Жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. В жалобе указываются:

  •  фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
  • обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
  • наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
  • основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
  • требования лица, подающего жалобу.
  • в жалобе могут быть указаны номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и иные необходимые для своевременного рассмотрения жалобы сведения.

5) Статей 139.3 НК РФ введен институт оставления жалобы рассмотрения. Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:

  • жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя на ее подписание;
  • жалоба подана после истечения срока подачи жалобы, установленного настоящим Кодексом, и не содержит ходатайства о его восстановлении или в восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы отказано;
  • до принятия решения по жалобе от лица, ее подавшего, поступило заявление об отзыве жалобы полностью или в части;
  • ранее подана жалоба по тем же основаниям.

6) Новый порядок обжалования ненормативных актов налоговых органов, а также действий или бездействия их должностных лиц вступает в силу 03.08.2013 года. При этом до 1 января 2014 г. норма об обязательном досудебном порядке обжалования действует только в отношении решений о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности, принятых в соответствии со статей 101 НК РФ (cтатья 3 Федерального закона № 153-ФЗ).

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ