ПРЕСС-ЦЕНТР

Обзоры и комментарии

Единый корректировочный счет-фактура при предоставлении поставщиками покупателям премий с совокупной стоимости в свете Решения ВАС РФ от 11.01.2013 г. № 13825/12: миф или реальность

27 декабря 2012 года Высший Арбитражный Суд РФ рассмотрел заявления ряда налогоплательщиков к Правительству РФ о признании недействующим пункта 1 Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» в части утверждения формы корректировочного счета-фактуры и правил его заполнения.

 

По мнению заявителей, указанное положение препятствует налогоплательщику-поставщику, предоставившему покупателю премию с совокупной цены товаров, поставленных в течение определенного периода, составлять единый корректировочный счет-фактуру с указанием в нем предусмотренных Постановлением показателей применительно лишь к совокупным показателям поставок, в связи с которыми предоставлена премия.

Основанием для обращения налогоплательщиков с указанным заявлением в Высший арбитражный суд РФ послужили выводы самого Высшего Арбитражного Суда РФ, ранее изложенные в Постановлении от 07.02.2012 г. № 11637/11. Так, согласно правовой позиции, изложенной в указанном судебном акте:

  • премии непосредственно связаны с поставками товаров, в связи с чем они также являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров, оказывающих влияние на налоговую базу на налогу на добавленную стоимость;
  • в результате выплаты поставщиками премий по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах поставки и ежегодных соглашениях, происходит уменьшение стоимости товаров, что на основании статей 153, 154 и 166 НК РФ влечет корректировку поставщиками налоговой базы по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации товаров.
  • размер налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, ранее заявленных покупателем, также подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.

Указанные выводы Высшего Арбитражного Суда РФ в совокупности с положениями главы 21 НК РФ, предусматривающими необходимость составления корректировочных счетов-фактур при изменении стоимости отгруженных товаров (пункт 1 статьи 169 НК РФ), привели к необходимости составления налогоплательщиками-поставщиками корректировочных счетов-фактур при предоставлении ими по итогам согласованных периодов (месяц, квартал, год) премий к стоимости поставленных товаров. Порядок оформления таких корректировочных счетов-фактур в соответствии с пунктом 8 статьи 169 НК РФ был утвержден Правительством РФ в Постановлении от 26.12.2011 г. № 1137.

Применение данного порядка при оформлении корректировочных счетов-фактур в случае предоставления премий к стоимости отгруженных товаров привело бы к созданию колоссального и крайне трудоемкого документооборота. Корректировочные счета-фактуры составлялись бы на каждую счет-фактуру, оформленную на отгрузку товара в расчетном периоде с указанием в них каждой товарной позиции, ранее отраженной в исходном счете-фактуре. При этом, каждая последующая премия порождала бы новый виток составления корректировочных счетов-фактур. Кроме того, для оформления корректировочных счетов-фактур налогоплательщику было бы необходимо рассчитать цену каждой единицы товара с учетом премии. Представляется, что такой трудоемкий для обоих налогоплательщиков процесс является необоснованным обременением налогоплательщиков в условиях отсутствия какого-либо влияния на совокупные налоговые последствия сделки.

В связи с указанными обстоятельствами группа налогоплательщиков и обратилась в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением о признании недействующим указанного порядка оформления корректировочных счетов-фактур, который своим Решением от 11.01.2013 г. по делу № 13825/12 в удовлетворении заявлений налогоплательщиков отказал и признал обжалуемую норму Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» соответствующей положениям НК РФ.

Вместе с тем, Суд указал, что: «Правительство Российской Федерации при существующем нормативном регулировании налоговых правоотношений (в ситуации, когда нормы о премиях, предоставляемых продавцами покупателям в отношении совокупной стоимости приобретенных товаров без изменения цены товара, в главе 21 НК РФ отсутствуют – прим. Группы «Налоговый щит») и в отсутствии в иных законах положений о премиях, представляемых продавцами покупателям товаров с их совокупной стоимости, не имело оснований распространить предусмотренные Законом № 245-ФЗ правила (правила оформления корректировочных счетов-фактур – прим. Группы «Налоговый щит») на случаи изменения стоимости товаров, вызванные упоминаемыми заявителями премиями».

Анализ указанной правовой позиции Суда позволяет говорить, что в связи с отсутствием нормативного регулирования предоставления поставщиками покупателям премий с совокупной стоимости товара в гражданских отношениях и соответствующим отсутствием регулирования налоговых последствий предоставления таких премий в части НДС Правительство РФ не вправе определять порядок документооборота для целей исчисления НДС .

Таким образом, в результате вынесения Высшим Арбитражным Судом РФ Постановления от 07.02.2012 г. № 11637/11 и Решения от 11.01.2013 г. по делу № 13825/12 возникла ситуация, при которой в случае предоставления премий:

  • у налогоплательщиков (поставщика и покупателя) существует обязанность по корректировке налоговых обязательств по НДС в части определении налоговой базы и налоговых вычетов соответственно;
  • порядок документального оформления таких корректировок для целей исчисления НДС нормативно не установлен и не может быть установлен до момента внесения соответствующих дополнений в главу 21 НК РФ.

При таких обстоятельствах, с учетом положений пунктов 6 и 7 статьи 3 НК РФ, представляется, что налогоплательщики вправе избрать наиболее удобный для них способ оформления документов при совершении корректировок налоговых обязательств. Например, путем оформления единого корректировочного счета-фактуры с указанием сводных показателей стоимости отгруженных товаров, изменения стоимости в результате предоставления премии и стоимости отгруженных товаров с учетом предоставленной премии.

При этом, полагаем, что говорить о полном разрешении вопроса о порядке документального оформления операций по предоставлению поставщиками покупателям премий с совокупной стоимости товара Высшим Арбитражным Судом РФ своим Решением от 11.01.2013 г. по делу № 13825/12 и полной безопасности  указанного подхода, не представляется возможным. 

Поэтому, до появления соответствующих разъяснений Минфина России или ФНС России по данному вопросу сохраняется достаточно высокая вероятность предъявления претензий налоговыми органами к налогоплательщикам-покупателям в части применения налоговых вычетов на основании единого корректировочного счета-фактуры в связи с отсутствием корректировочных счетов-фактур, оформленных в установленном законодательством порядке. 

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ