ПРЕСС-ЦЕНТР

Обзоры и комментарии

Краткий комментарий к Федеральному закону от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ»

2 августа 2010 года в  «Российской газете» и в «Собрании законодательства РФ» опубликован Федеральный закон № от 27.07.2010 г. 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ, а также о признании утратившими силу отельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования» (далее – Федеральный закон).

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 большая часть внесенных указанным Федеральным законом изменений и дополнений вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования – 2 сентября 2010 года (за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления в силу).
В целом, новые положения и изменения, введенные указанным Федеральным законом, можно охарактеризовать как благоприятные для налогоплательщиков.
В данном кратком комментарии мы рассмотрим наиболее значимые дополнения и изменения законодательства о налогах и сборах, которые, по нашему мнению, могут затронуть интересы всех налогоплательщиков (налоговых агентов) и повлиять на их взаимоотношения с налоговыми органами и государства в целом.
 
1. Изменения и дополнения в часть первую Налогового кодекса РФ
 
1. 1. Федеральным законом скорректирована обязанность налоговых органов по проведению с налогоплательщиком сверки расчетов по налогам, установленная подпунктом 11 пункта 1 статьи 32 НК РФ, а также установлен срок предоставления налогоплательщику результатов такой сверки.
С момента вступления Федерального закона в силу налоговые органы обязаны  осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после дня составления такого акта.
1.2. Федеральным законом изменен порядок извещения налогоплательщика о его обязанности по уплате налогов, исчисляемых налоговым органом, подлежащих уплате налогоплательщиком на основании требования об уплате налога, а также скорректирован порядок доведения до сведения налогоплательщика результатов налоговых проверок, отраженных в принятом налоговым органом решении по результатам проверки и рассмотрения возражений налогоплательщика.
Так, согласно пункту 4 статьи 52 НК РФ в редакции Федерального закона налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 6 статьи 69 НК РФ в редакции Федерального закона).
Пункт 9 статьи 101 НК РФ дополнен Федеральным законом абзацем, которым установлено, что в случае, если решение вручить невозможно, оно направляется налогоплательщику по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Таким образом, указанные изменения фактически означают, что Федеральным законом установлен альтернативный порядок извещения налогоплательщика о суммах налоговых задолженностей и принятых в отношении него решениях, а налоговому органу предоставлено право выбора способа направления указанных документов налогоплательщику.
Напомним, что до внесения соответствующих изменений в указанные нормы на налоговый орган фактически была возложена обязанность по вручению уведомления об уплате налога, требования об уплате налога и решения об уплате налога налогоплательщику, либо его направления другим способом, свидетельствующим об их получении налогоплательщиком. Направление по почте указанных документов могло быть осуществлено налоговым органом только в исключительных случаях в условиях невозможности вручения таких документов указанными способами.
При этом пункт 9 статьи 101 НК РФ вообще не предусматривал возможность направления налогоплательщику принятого по результатам налоговой проверки решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения по почте. 
Представляется, что указанные нововведения могут породить многочисленные случаи злоупотребления налоговыми органами своими правами (обязанностями) по сообщению налогоплательщику об указанных фактах, особенно (с учетом краткосрочности существования срока на обжалование налогоплательщиком в апелляционном порядке решений налоговых органов – 10 дней с момента получения) применительно к решениям, вынесенных по результатам налоговых проверок.
Направление таких решений по почте в условиях 6-дневного срока, истечение которого означает их получение налогоплательщиком, может существенно затруднить или сделать невозможным защиту его прав путем обращения с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган. Реальные сроки прохождения корреспонденции могут существенно отличаться от сроков, установленных нормативными актами, в связи с чем, указанные документы могут быть получены налогоплательщиком за пределами срока, отведенного на апелляционное обжалование решений, и, соответственно, нарушению прав налогоплательщиков.
1.3. Внесены изменения в пункт 4 статьи 69 НК РФ и изменен срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа. В соответствии с указанной нормой в новой редакции требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 8 дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Указанное изменение в некоторых случаях (наличия нерабочих праздничных дней) приведет к увеличению срока на исполнение требования об уплате налога, установленного в требовании.
1.4. Федеральным законом расширена сфера применения статья 59 НК РФ путем введения нового основание для списания задолженности, безнадежной для взыскания, практическое применение которого облегчит положение налогоплательщика и должно исключить массу налоговых споров.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ в новой редакции безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Напомним, что порядок и срок взыскания налоговыми органами налоговой задолженности в бесспорном и судебном порядке установлен положениями статьи 46 НК РФ. Нарушение установленных в ней сроков бесспорного взыскания, а также пропуск налоговым органом срока,отведенного законом для обращения в суд с соответствующим требованием о взыскании задолженности, делают невозможным взыскание такой задолженности, то есть взыскание такой задолженности становится невозможным в силу причин процессуального характера. Кроме того, статьей 113 НК РФ установлен срок давности привлечени к ответственности за совершение налогового правонарушения, истечение которого таже делает невозможным наложение на налогоплательщика штрафа за совершение налогового правонарушения и его взыскание.
Из смысла указанной нормы следует, что единственным основанием для списания налоговой задолженности по данному основанию является соответствующий судебный акт, которым установлена невозможность ее взыскания в силу причин процессуального характера. Указанное означает, что налоговый орган не вправе самостоятельно без судебного акта (решения, определения) принять решение о списании налоговой задолженности; иное будет означать незаконность списания задолженности. 
Кроме того, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам (пункт 3 статьи 59 НК РФ в новой редакции).
Напомним, что до внесения соответствующих изменений перечень случаев признания налоговой задолженности безнадежной ко взысканию, установленный статьей 59 НК РФ, носил исчерпывающих характер; процессуальная невозможность ее взыскания налоговыми органами в связи с истечением срока давности взыскания недоимки, пени, штрафа, установленного законом, в данный перечень не была включена. В связи с указанными обстоятельствами у налоговых органов отсутствовали правовые основания для списания такой задолженности.
Из таких же подходов исходила и судебная практика (Определение КС РФ от 19.05.2009 г. № 757-О-О, Постановление ВАС РФ от 08.04.2008 г. № 10405/07, Определения ВАС РФ от 24.02.2009 г. № 1518/09, от 12.08.2009 г. № 9893/09, Постановления ФАС МО ФАС от 16.11.2009 г. № КА-А41/11917-09, ФАС СЗО от 10.07.2009 г. № А56-43669/2008, ФАС ЗСО от 17.06.2009 г. № Ф04-3562/2009(8910-А46-37), ФАС УО от 27.07.2009 г. № Ф09-5135/09-С2 и др.).
Вместе с тем, наличие налогового долга, отраженного в лицевой карточке, но фактически невозможного для взыскания с силу причин процессуального характера, порождало неопределенность в правовом положении налогоплательщика, поскольку создавало угрозу взыскания таких сумм, например, путем зачета возникшей у налогоплательщика переплаты в счет погашения долга в порядке статьей 79, 176 НК РФ.
1.5. Указанное выше благоприятное изменение для налогоплательщиков изменение в некоторой степени компенсировано законодателем другим изменением, внесенным в статью 47 НК РФ.
Абзац третий пункта 1 статьи 47 НК РФ дополнен Федеральным законом предложениями следующего содержания: «Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом».
1.6. Федеральным законом путем внесения дополнений в статью 75 НК РФ введены основания для освобождения налогоплательщика от начисления пени на недоимку, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика.
1.7. Положениями Федерального закона с 1 января 2011 года фактически введена ответственность налоговых органов в виде выплаты процентов, за неправомерное вынесение налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
В соответствии с пунктом 9.2 статьи 76 НК РФ в новой редакции проценты подлежат начислению и уплате налогоплательщику за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика до дня получения банком решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
Представляется, что неправомерность вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, влекущая обязанность налогового по начислению и уплате процентов, должна быть установлена вступившим в законную силу решением арбитражного суда, решением вышестоящего налогового органа, актом органов прокуратуры, вынесенным на основании заявления (жалобы) налогоплательщика.  
1.8. Федеральным законом уточнен порядок проведения проверки уточненной налоговой декларации, поданной налогоплательщиком в рамках проведения выездной налоговой проверки этого налогоплательщика.
Пункт 4 статьи 89 НК РФ дополнен нормой, которой устанавливается, что в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
При этом Федеральным законом также был скорректирован абзац второй пункта 4 статьи 89 НК РФ, в соответствии с которым в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Представляется, что буквальное толкование данного нововведенного законоположения в системной связи с абзацем вторым пункта 4 статьи 89 НК РФ, также изложенного в новой редакции, позволяет говорить, что Федеральным законом установлено специальное правило, согласно которому подача уточненной декларации в рамках выездной налоговой проверки означает возможность ее проверки налоговыми органами даже в том случае, если она не относится к проверяемым периодам и относится к периодам, находящимися за пределами трехлетнего срока, который может быть охвачен выездной налоговой проверкой.
Иными словами, выездная налоговая проверка в отношении уточненной налоговой декларации, поданной в рамках выездной проверки, то есть поданной в период, охваченный выездной налоговой проверкой, независимо от того, к какому периоду она относится, согласно новому положению не ограничена какими-либо сроками и периодами.
Данное нововведение расширяет границы (пределы, глубину) проведения выездной налоговой проверки в связи с подачей уточненной налоговой декларации, и при этом, возможность проведения проверки в выездном порядке периода, к которому она относится, не ставится законом в зависимость от того, проводилась ли ранее выездная проверка в отношении периода, к которому она относится, или нет. Тем самым, по нашему мнению, при подаче уточненных налоговых деклараций за уже проверенный в выездном порядке налоговые периоды налоговыми органами могут быть преодолены ограничения на проведение повторных выездных проверок, что фактически может означать установление упрощенного порядка проведения повторных выездных проверок минуя процедуры, установленные пунктом 10 статьи 89 НК РФ.     
Необходимо помнить, что подача уточненной налоговой декларации с уменьшение суммы налога к уплате за уже проверенный в выездном порядке период, в соответствии с пунктом 10 статьи 89 НК РФ предоставляет налоговому органу право провести повторную налоговую проверку периода, к которому она относится. При этом в отношении данной проверки действуют ограничения по глубине проверке.
1.9. Федеральным законом статья 100 НК РФ дополнена пунктом 3.1. Согласно указанной норме к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Указанным нововведением законодателем устранена давняя проблема с нарушением прав налогоплательщика, когда налогоплательщик, получивший акт проверки с установленными фактами налоговых правонарушений, в силу отсутствия документов, на которых налоговый орган основывает свои выводы (в частности, протоколов допросов должностных лиц контрагентов налогоплательщика), фактически был лишен возможности в досудебном порядке представить налоговому органу обоснованные возражения против выдвинутых налоговым органом претензий.
Считаем, что нарушение налоговым органом указанного нового законоположения и непредставление налогоплательщику соответствующих документов вместе с актом проверки необходимо квалифицировать как грубое нарушение прав налогоплательщика на представление возражений и существенное нарушение налоговым органом порядка привлечения к ответственности, что в силу пункта 14 статьи 101 НК РФ, влечет отмену принятого на основании такого акта решения.
1.10. Федеральным законом урегулирована ситуация с ознакомлением налогоплательщика с результатами дополнительным мероприятий налогового контроля, возможность назначения которых предусмотрена пунктом 6 статьи 101 НК РФ, до принятия решения налоговым органам по результатам налоговой проверки решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности.
Соответствующие изменения внесены в пункты 1 и 2 статьи 101 НК РФ. Согласно этим законоположениям в новой редакции налогоплательщик получил право, а на налоговый орган, соответственно, возложена обязанность по ознакомлению налогоплательщика со всеми материалами налоговой проверки, включая результаты дополнительных мероприятий, до вынесения налоговым органом решения по результатам проверки.
Считаем, что неознакомление налогоплательщика с материалами дополнительных мероприятий и лишение его права на представление обоснованных возражений с учетом все материалов проверки, как и в предыдущем случае должно рассматриваться как существенное нарушение порядка привлечения налогоплательщика к ответственности, влекущее отмены решения, вынесенного по результатам проверки.
Из таких же подходов исходит в настоящее время судебно-арбитражная практика (Постановление ВАС РФ от 16.06.2009 г. № 391/09).
1.11. Федеральный закон предусматривает возможность передачи данных и документов налогоплательщиками и налоговыми органами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то есть вводит электронный документооборот. Возможность его применения, в частности, предусмотрена изменения и дополнениями, внесенными в статьи 21, 31, 32, 52, 60, 69, 76, 169 НК РФ, что должно существенно упростить порядок взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.
Порядок электронного документооборота устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
1.12. Федеральным законом внесены изменения в статьи части первой НК РФ, устанавливающие налоговые санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах, а также уточнены составы некоторых налоговых правонарушений. Санкции многих статей существенно изменены в сторону увеличения.
 

Правонарушение
Норма НК РФ
Действующая санкция
Новая санкция
Нарушение налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе)
Статья 116 НК РФ
5 000 рублей – при нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок, не превышающий 90 календарных дней;
 
10 000 рублей – при нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней
10 000 рублей – при нарушении налогоплательщиком срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;
 
10 процентов от доходов, полученных в течение времени ведения деятельности без постановки на учет в результате такой деятельности, но не менее 40 000 рублей – при ведении деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе
Статья 117 НК РФ
10 процентов от доходов, полученных в течение времени ведения деятельности без постановки на учет в результате такой деятельности, но не менее 20 000 рублей – при ведении деятельности без постановки на учет в течении не более 90 календарных дней;
 
20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет, но не менее 40 000 рублей - при ведении деятельности без постановки на учет в течении более 90 календарных дней
Утратила силу
Нарушение налогоплательщиком срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке
Статья 118 НК РФ
5 000 рублей
5 000 рублей
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета
Статья 119 НК РФ
5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей – при непредставлении налоговой декларации в течение срока, не превышающего 180 дней;
 
30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня
5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей
Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)
Статья 119.1 НК РФ
 
200 рублей
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения
Статья 120 НК РФ
5 000 рублей – при совершении правонарушения в течение одного налогового периода;
 
15 000 рублей – при совершении правонарушения в течение более одного налогового периода;
 
10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей – если правонарушения повлекли занижение налоговой базы
10 000 рублей – при совершении правонарушения в течение одного налогового периода;
 
30 000 рублей – при совершении правонарушения в течение более одного налогового периода;
 
20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей – если правонарушения повлекли занижение налоговой базы
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)
Статья 122 НК РФ
20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) – в общем случае;
 
40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) – если правонарушения совершены умышленно
20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) – в общем случае;
 
40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) – если правонарушения совершены умышленно
Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов
Статья 123 НК РФ
20 процентов от суммы, подлежащей перечислению
20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению
Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест
Статья 125 НК РФ
10 000 рублей
30 000 рублей
Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля
Статья 126 НК РФ
50 рублей за каждый непредставленный документ - при непредставлении в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов;
 
5 000 рублей – при непредставлении налоговому органу сведений о налогоплательщике
200 рублей за каждый непредставленный документ - при непредставлении в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов;
 
10 000 рублей – при непредставлении налоговому органу сведений о налогоплательщике
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу
Статья 129.1 НК РФ
1 000 рублей – при совершении правонарушения единожды в течение календарного года;
 
5 000 – при совершении правонарушения повторно в течение календарного года
5 000 рублей – при совершении правонарушения единожды в течение календарного года;
 
20 000 – при совершении правонарушения повторно в течение календарного года

 
2. Изменения и дополнения в часть вторую Налогового кодекса РФ
 
Налог на добавленную стоимость
2.1. Федеральным законом внесены изменения статью 169 НК РФ, регулирующим порядок оформления счетов-фактур. Статья дополнена пунктом 1, в соответствии с которым счет-фактура может быть составлен и выставлен на бумажном носителе и (или) в электронном виде. Счета-фактуры составляются в электронном виде по взаимному согласию сторон сделки и при наличии у указанных сторон совместимых технических средств и возможностей для приема и обработки этих счетов-фактур в соответствии с установленными форматами и порядком.
Данное нововведение и переход на электронный документооборот должно существенно упростить процесс выставления и получения счетов-фактур между налогоплательщиками, а также расширит возможности налогового администрирования налога на добавленную стоимость налоговыми органами.
2.2. Пункт 6 статьи 169 НК РФ в связи с возможность передачи налогоплательщиками счетов-фактур в электронном виде дополнен положением, регламентирующим вопросы подписания электронного счета-фактуры.
Согласно нововведению счет-фактура, составленный в электронном виде, подписывается электронной цифровой подписью руководителя организации либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
Налог на доходы физических лиц
2.3. С 1 января 2011 года Федеральным законом регламентирован новый порядок возврата налога, излишне удержанного налоговым агентом из доходов налогоплательщика (пункт 1 статьи 231 НК РФ).
До внесения соответствующих изменений правовая регламентация отношений по возврату излишне удержанных налоговым агентом сумм налога на доходы физических лиц, практически отсутствовало, что приводило к большому количеству конфликтных ситуаций между работодателями и работниками, а также между налоговыми агентами и налоговыми органами. Представляется, что после данных нововведений количество таких ситуаций существенной сократится.  
В соответствии с пунктом 1 статьи 231 НК РФ в новой редакции излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.
Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога, в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в банке, указанный в его заявлении.
В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым агентом с нарушением срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта, налоговым агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.
Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога за счет собственных средств.
При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой декларации по окончании налогового периода.
 
Налог на прибыль
2.4. Внесены изменения в статьи 256 и 257 НК РФ. Согласно Федеральному закону изменен стоимостной критерий отнесения имущества к амортизируемому имуществу
С 1 января 2011 года данный критерий составляет 40 000 рублей. Имущество стоимостью менее 40 000 рублей учитывается в составе материальных расходов в порядке, установленном статьей 254 НК РФ.
2.5. Федеральным законом статья 269 НК РФ, регламентирующая порядок учета процентов по долговым обязательствам, дополнена пунктом 1.1.
Согласно нововведениям при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается:
- с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте, если иное не предусмотрено настоящим пунктом;
- с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно - равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не превышающей ставку рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенную в 1,8 раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной произведению ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
В отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 года, при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), с 1 января по 30 июня 2010 года включительно принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
Считаем, что данные изменения следует оценить крайне положительно, так как они позволят произвести перерасчет суммы расходов в виде процентов по долговым обязательствам с начала текущего года, что в условиях неоднократно снижавшейся ставки рефинансирования ЦБ РФ позволит признать для целей налогообложения суммы уплаченных процентов в размерах, максимально приближенных к фактически уплаченным.
2.6. С 1 января 2011 года Федеральным законом увеличен предельный размер доходов от реализации, предусмотренный пунктом 3 статьи 286 НК РФ, дающий право на уплату только ежеквартальный платежей по налогу на прибыль. Данный предел увеличен с 3 млн. рублей, до 10 млн. рублей за каждый квартал.
Иначе говоря, с указанной даты  организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, не превышали в среднем десять миллионов рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
При определении предельной ежеквартальной суммы в 10 млн. рублей учитываются только доходы от реализации, определенные в соответствии со статьей 249 НК РФ; внереализационные доходы при определении права на ежеквартальную уплату налога на прибыль при расчете предельной величины доходов в целях применения пункта 3 статьи 286 НК РФ не учитываются.
Из таких же подходов исходит и судебно-арбитражная практика (Постановление ФАС ВСО от 10.10.2007 г. № А19-6531/07-Ф02-7324/07).
Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ