ПРЕСС-ЦЕНТР

Обзоры и комментарии

Новые полномочия фискальных государственных органов в налоговой сфере

С 1 января 2006 г. вступает в силу Федеральный закон от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ, которым вносятся изменения в Налоговый кодекс РФ. Данные изменения, в первую очередь, коснулись порядка привлечения налогоплательщиков к налоговой ответственности и взыскания налоговых санкций. Так, налоговым органом с нового года предоставлено право взыскания во внесудебном порядке "незначительных" по размеру сумм штрафов за нарушение налогового законодательства. Данные изменения названы мерами, направленными на "совершенствование административных процедур урегулирования споров", введение которых должно привести к снижению нагрузки на арбитражные суды. Данные нововведения существенно изменяют существующий ранее порядок указанных процедур, в связи с чем, по нашему мнению, требуют отдельного рассмотрения и анализа.

 

Основания и пределы бесспорного взыскания штрафов

1. Главное новшество, вводимое в действие с 1 января 2006 года, - предоставление налоговым органам права на бесспорное (внесудебное) взыскание штрафов за совершение налогового правонарушения. С указанной даты вводится в действие ранее не предусмотренная Налоговым кодексом РФ статья 103.1 "Взыскание налоговой санкции на основании решения налогового органа".

Согласно пункту 1 указанной нормы: "В случае, если сумма штрафа, налагаемого на индивидуального предпринимателя, не превышает пять тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, на организацию - пятьдесят тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения".

Анализ указанной нормы позволяет говорить, что взыскание штрафа налоговым органом с организации (индивидуального предпринимателя) допускается, если сумма налагаемого на нее штрафа не превышает 50 000 руб. (5 000 руб.). При этом основанием для взыскания штрафа в бесспорном порядке является:
- неуплата налога, если налагаемая сумма штрафа за налоговый период не превышает указанных выше размеров. Ответственность за совершение такого налогового правонарушения предусмотрена ст.122 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). Согласно указанной норме объективная сторона правонарушения состоит в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Налоговая санкция определена указанной нормой в размере 20 % (40 % при умышленном совершении правонарушения) от суммы неуплаченного налога;
- иное нарушение законодательства о налогах и сборах, если налагаемая сумма штрафа не превышает указанных выше размеров. Ответственность за иные нарушения законодательства о налогах и сборах предусмотрена иными статьями Главы 16 НК РФ. Бесспорное взыскание штрафов, размер которых по каждому основанию (нарушению) не превышает указанных выше предельных размеров, может быть, к примеру, осуществлено за следующие правонарушения: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст.116 НК РФ); уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст.117 НК РФ); нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст.118 НК РФ); непредставление налоговой декларации (ст.119 НК РФ); грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 НК РФ); невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст.123 НК РФ); непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст.126 НК РФ).

2. Необходимо учитывать, что указанная норма не предусматривает сложения сумм штрафов в целях определения предельного размера суммы санкций, взыскание которых осуществляется в бесспорном порядке. То есть размер штрафа, подлежащего взысканию в таком порядке, определяется отдельно по каждому основанию. Данное означает, что сумма штрафов, фактическая взыскиваемая с налогоплательщика на основании решения о взыскании налоговой санкции может значительно превышать сумму в 50 000 руб. (5 000 руб.). Так, в соответствии с установленным порядком бесспорного взыскания штрафов по результатам, например, выездной налоговой проверки за два года, на основании решения налогового органа о взыскании налоговых санкций с налогоплательщика могут быть единовременно взысканы:
- штрафы по налогу на прибыль за неуплату или неполную уплату налога за два года, если размер штрафа за каждый период (год) не превышает предельных сумм штрафа;
- штрафы по налогу на добавленную стоимость за каждый из 24 проверяемых месяцев (каждому налоговому периоду) в том случае, если сумма штрафа за каждый налоговый период (месяц) будет находиться в установленных пределах;
- штрафы за каждое из предусмотренных Главой 16 Налогового кодекса РФ нарушение (кроме предусмотренных ст.122), если сумма штрафа по каждому основанию не превышает 50 000 руб. (5 000 руб.).

При этом необходимо учитывать, что возможность бесспорного взыскания штрафов не ставится законодателем в зависимость от вида проверки (выездной, камеральной, проводимой в порядке ст.176 НК РФ), а также от характера и состава правонарушения, способа их выявления и пр.

 

Решение о бесспорном взыскании налоговой санкции

1. Согласно ст.103.1 НК РФ взыскание штрафа с налогоплательщика в бесспорном порядке осуществляется на основании решения о бесспорном взыскании налоговой санкции. Такое решение может выноситься налоговым органом только в том случае, если сумма штрафа, налагаемая по каждому из указанных выше оснований, не превышает 50 000 руб. (5 000 руб.). В случае несоблюдения данных условий, указанное решение не выносится, и суммы налоговых санкций подлежат взысканию в судебном порядке (п.7 ст.114 НК РФ).

Правовое значение решения о взыскании налоговой санкции заключается в том, что данным документом фактически осуществляется назначение конкретного наказания за то или иное противоправное деяние налогоплательщика. Вынесением данного решения заканчивается одна из стадий привлечения налогоплательщика к ответственности. Поэтому вынесению решения о взыскании налоговой санкции (в любом случае) предшествует вынесение налоговым органом решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, составление которого должно осуществляться в порядке, предусмотренном ст.101 НК РФ. В зависимости от вида налогового правонарушения, обстоятельств его обнаружения составление указанных решений может осуществляться как на основании акта налоговой проверки, оформляемого по ее результатам проверки (ст.100 НК РФ), так и без учета такового в тех случаях, когда составление такого акта не предусмотрено.

Вместе с тем, в отличие от акта проверки и решения о привлечении к налоговой ответственности, нормы НК РФ не содержат каких- либо требований к оформлению решения о взыскании налоговых санкций, процедуре его принятия, его содержанию и пр.

Однако, налоговая ответственность за совершение налогового правонарушения, в том числе, порядок привлечения налогоплательщика к такой ответственности реализуется (воплощается) в процессуальной форме и характеризуется строгой регламентацией данных правоотношений. Поэтому, с учетом того, что принятием решения о взыскании налоговой санкции по существу осуществляется назначение наказания, считаем, что данное решение должно выносится с соблюдением и учетом общих требований, предусмотренных нормами Главы 15 "Общие положения об ответственности за совершение налогового правонарушения" НК РФ. Это в свою очередь означает, что при вынесении решения о взыскании налоговой санкции, должны выявляться все обстоятельства совершения правонарушения, исследоваться вопрос о наличии вины налогоплательщика в его совершении, а также наличие иных элементов состава правонарушений, вопросы давности привлечения лица к ответственности и пр. При этом на данном этапе реализации налоговой ответственности налоговым органом подлежат установлению и исследованию обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, что прямо следует из новой редакции ст.112 НК РФ. Указанные обстоятельства и требования налогового указанных норм подлежат учету при вынесении налоговыми органами решения и наложении санкции, а также подлежат обязательному отражению в решении.

Об этом же свидетельствует и то обстоятельство, что ранее, до внесения соответствующих изменений в законодательство, разрешение данных вопросов относилось к исключительной компетенции судебных органов, а данные вопросы исследовались в рамках состязательного судебного процесса. В противном случае решение, вынесенное без соблюдения указанных выше требований должно рассматриваться в качестве необоснованного.

2. В связи с указанными выше обстоятельствами, полагаем, что в таких условиях внесудебного наложения и взыскания налоговых санкций как стадии реализации налоговой ответственности, особое значение приобретают вопросы соблюдения налоговыми органами гарантий защиты прав налогоплательщика, установленных налоговым законодательством.

Согласно ст.10 НК РФ общий порядок привлечения к ответственности регулируется Главами 14, 15 указанного нормативного акта, в частности, п.1 ст.101 НК РФ. Из анализа указанной нормы следует, что привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности, в том числе, и наложение санкции как назначения меры наказания, должно осуществляться с обязательным соблюдением гарантий прав налогоплательщика, установленных налоговым законодательством. К таким гарантиям, в частности, относятся:
- возможность предоставления налогоплательщиком своих возражений относительно факта неуплаты (неполной уплаты) налога, в том числе, в результате неправильного заполнения декларации, о чем должно быть заблаговременно сообщено налогоплательщику;
- возможность рассмотрения материалов дела в присутствии налогоплательщика учетом возражений налогоплательщика.

Лишение налогоплательщика права на представление возражений и присутствия при рассмотрении материалов дела должно рассматриваться как существенное нарушение процедуры проведения проверки, оформления их результатов и их рассмотрения, влекущих отмену Решения на основании п.6 ст.101 НК РФ и, соответственно, решения о взыскании налоговых санкций.

Такой подход, по нашему мнению, согласуется с принципом законности в налоговой сфере, правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20- П. Данного подхода придерживается в отдельных случаях с учетом конкретных обстоятельств дела и федеральные арбитражные суды (Постановление ФАС МО от 15 июня 2005 г. № КА- А40/5147-05-П и др.).

3. Срок вынесения решения о взыскании налоговой санкции в бесспорном порядке НК РФ также не установлен. Однако, полагаем, что срок вынесения такого решения на основании ст.115 НК РФ не может составлять более 6 месяцев с момента (дня) обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). Данный вывод согласуется с принципом всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ), а также основан на универсальности воли законодателя, выраженной в п.1 ст.115 НК РФ. На возможность использования такого подхода к определению срока указано в п.12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ". В тех случаях, когда составление акта проверки не требуется, указанный срок должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления (п.37 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. № 5 "О некоторых вопросах применения части первой НК РФ").

При этом необходимо учитывать, что данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению (Постановление Пленумов ВАС РФ № 9 и ВС РФ 41 от 11.06.1999 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ"). По указанным выше основаниям, пропуск шестимесячного срока с момента обнаружения правонарушения делает невозможным вынесение решения о взыскании налоговых санкций. Вынесение налоговым органом решения о взыскании налоговых санкций за пределами указанного срока влечет его недействительность (незаконность).

Вместе с тем, считаем, что с целью "оптимизации" деятельности по привлечению к налоговой ответственности решение о привлечении к налоговой ответственности и решение о взыскании налоговых санкций будут выноситься одновременно.

 

Порядок исполнения решения о взыскании налоговой санкции

Нововведения в сфере привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности предусматривают два способа исполнения решения о взыскании налоговой санкции:
- в добровольном порядке налогоплательщиком;
- путем обращения указанного решения о взыскании к принудительному исполнению.

Так, в соответствии с п.2 ст.103.1 НК РФ: "До обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции".

Иначе говоря, указанной нормой установлен "претензионный" порядок урегулирования спора. Такое предложение налогоплательщику о добровольной уплате штрафа может быть сделано налоговым органом в форме направления (вручения) ему требования об уплате налоговой санкции либо непосредственно в решении о взыскании налоговой санкции с указанием срока, в течение которого налогоплательщику необходимо совершить данные действия. Однако, п.3 ст.103.1 НК РФ указывает на требование о добровольной уплате налоговой санкции, в связи с чем, именно посредством этого документа должно оформляться предложение налогового органа. Рассматриваемой нормой не установлен срок для добровольного исполнения, что по нашему мнению, порождает правовую неопределенность в данном вопросе и может привести к нарушению прав налогоплательщика. Представляется, что данный срок должен быть разумным и должен определяться исходя из реальной возможности налогоплательщика совершить данные действия. В настоящее время, такой срок, указываемый в требовании об уплате налога и пени, составляет, как правило, 5 дней. Полагаем, что именно такой срок и будет отводиться на добровольное исполнение решения о взыскании налоговой санкции.

В случае, если налогоплательщик добровольно не уплатили сумм налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению (п.3 ст.103.1 НК РФ).

Решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В тот же срок копия указанного постановления направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения. Принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" (п.7 и п.8 ст.103.1 НК РФ).

Иначе говоря, указанными нормами установлен специальный порядок принудительного исполнения решения о взыскании налоговой санкции, отличный от порядка, предусмотренного для взыскания недоимки и пени. Штраф, взыскиваемый на основании решения о взыскании налоговой санкции, не может быть взыскан путем направления налоговым органом в банк налогоплательщика инкассового поручения в порядке, предусмотренном ст.46 НК РФ, поскольку такой порядок предусмотрен только для взыскания штрафов с лиц, не являющихся налогоплательщиками (банки, нотариусы и пр.) в порядке, предусмотренном п.10 ст.101.1 НК РФ. Штрафы, взыскиваемые с налогоплательщиков в порядке ст.103.1 НК РФ, подлежат взысканию судебными приставами только в порядке исполнительного производства.

При этом, полагаем, что под "соответствующим постановлением", которое направляется судебному приставу-исполнителю, необходимо понимать постановление как исполнительный документ, предусмотренный подп.8 п.1 ст.7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве". Данный исполнительный документ обязательно должен быть оформлен в соответствии с указанными в ст.8 закона требованиями.

В заключение данной части, хотелось бы особо отметить, что несоблюдение налоговым органом указанного претензионного порядка может повлечь признание обращения решения о взыскании к принудительному исполнению незаконным путем оспаривания указанного выше постановления или действий налогового органа по тем основаниям, что налоговым органом нарушена процедура взыскания.

 

Порядок, сроки и правовые последствия обжалования решений налогового органа

1. Пунктами 4-6 ст.103.1 НК РФ установлен порядок обжалования решения о взыскания налоговых санкций, что согласуется с конституционно-правовыми предписания и положениями Глав 19 и 20 НК РФ.

В соответствии с указанными нормами налогоплательщик вправе обжаловать налоговое решение:

- в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему, состоящую из ФНС РФ и его территориальных подразделений (ст.30 НК РФ). К территориальным налоговым органом относятся в, частности, налоговые инспекции по городам, районам в городах, округам, межрегиональные инспекции по федеральным округам, управления по субъектам РФ. (Положение о ФНС Минфина РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506 и Приказ Минфина РФ от 09.08.2005 г. № 101н).

При обжаловании решения территориальной налоговой инспекции налогоплательщик может обратиться с жалобой в вышестоящий орган, например, в управление, в ФНС.

Срок обжалования решения о взыскании рассматриваемой нормой не установлен. Однако, полагаем, что такой срок должен определяться исходя из общего срока, установленного п.2 ст.139 НК РФ, то есть в течение трех месяце со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав. Течение данного срока обычно определяется исходя из даты получения (вручения) такого решения налогоплательщиком.

При пропуске срока на обжалование решения жалоба налогоплательщика налоговым органом не рассматривается. Вместе с тем, в случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим налоговым органом. Восстановление пропущенного срока, по нашему мнению, должно осуществляться по просьбе налогоплательщика, выраженного в жалобе или отдельном документе (п.2 ст.139 НК РФ).

В случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, обязано одновременно с подачей жалобы направить в налоговый орган, вынесший решение, копию жалобы (п.6 ст.103.1 НК РФ).

Срок рассмотрения жалобы налогоплательщика в вышестоящий налоговый орган ст.103.1 НК РФ также не установлен, поэтому такой срок должен определяться исходя из общего срока, установленного ст.140 НК РФ. Рассмотрение жалобы вышестоящим налоговым органом осуществляется, как правило, без участия налогоплательщика, подавшего жалобу в срок не позднее одного месяца со дня ее получения.

По итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган вправе вынести четыре вида решений:
- поставить жалобу без удовлетворения;
- отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
- отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
- изменить решение или вынести новое решение.

Решение налогового органа (должностного лица) по жалобе налогоплательщика принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу;

- в арбитражный суд.

Налогоплательщик имеет право обратиться в суд за защитой своих прав и законных интересов. Данная стадия обжалования является фактически последней. Порядок судебного обжалования в отличие от предыдущих способов регламентируется не НК РФ, а Арбитражно- процессуальным кодексом РФ.

Как и в предыдущем случае, срок на обжалование решения налогового органа составляет три месяца. Пропущенный по уважительной причине трехмесячный срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Восстановление данного срока осуществляется на основании ходатайства налогоплательщика о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин (ст.198 АПК РФ).

При этом, п.5 ст.103.1 НК РФ установлено специальное правило определения начала течения срока на судебное обжалование в случае, если налогоплательщик изначально обжаловал решении о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган. В таком случае срок для обжалования указанного решения в арбитражный суд исчисляется со дня, когда налогоплательщику стало известно о вынесении решения вышестоящим налоговым органом (вышестоящим должностным лицом).

2. По общему правилу, подача жалобы налогоплательщиком на решение налогового органа в вышестоящий налоговый орган или суд не приостанавливает автоматически действие данного решения.

Вместе с тем, ст.103.1 НК РФ установлены специальные правила последствий подачи жалобы. В соответствии с п.4 указанной нормы в случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) исполнение указанного решения приостанавливается.

В случае обжалования этого решения в арбитражный суд его исполнение может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации. Приостановление действия решения налогового органа осуществляется по правилам ст.199 АПК РФ путем подачи в арбитражный суд ходатайства о приостановление действия решения. В данном ходатайстве, по нашему мнению, необходимо указать причины, на основании которых налогоплательщик считает необходимым приостановить действие решения.

При этом считаем, что с учетом правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П, арбитражный суд обязан приостановить действие такого решения. В указанном постановлении высший суд, в частности, указал: "В случае ... обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика".

В случае обжалования решения о взыскании налоговых санкций в указанном выше порядке, оно вступает в силу по общим правилам: с момента вынесения решения вышестоящим налоговым органом или по истечении месяца со дня вынесения решения судом первой инстанции (в случае его обжалования в апелляционном порядке - с момента вынесения решения судом второй инстанции). С момента вступления решения о взыскании в силу (если оно признано обоснованным), налоговый орган в пятидневный срок направляет постановление (исполнительный документ) для его исполнения судебным приставам - исполнителям (п.7 ст.103.1 НК РФ).

3. Нормы ст.103.1 НК РФ не запрещают одновременного обжалования решения о взыскании налоговых санкций в указанные органы. Данное означает, что при подаче жалобы в вышестоящий налоговый орган налогоплательщик также вправе обжаловать данное решение в суд (одновременно или в последующем), то есть административное обжалование не лишает налогоплательщика на обжалование судебное.

При использовании судебного способа защиты нарушенных прав, по нашему мнению, целесообразно оспаривать совокупность ненормативных актов налогового органа, вынесенных по одному и тому же основанию, к примеру: решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, требование об уплате налога и пени, требования об уплате штрафа и решение о взыскании налоговой санкции.

В условиях предусмотренной законом обязанности налогового органа по предоставлению срока не добровольную уплату штрафа (п.3 и п.3 ст.103.1 НК РФ), в течение которого его бесспорное взыскание осуществлено быть не может, в условиях несогласия налогоплательщика со штрафом, указанные ненормативные акты налогового органа необходимо обжаловать в течение указанного срока.

 

О законности нового порядка взыскания санкций и возможных последствиях

Несмотря на благие цели введения указанных процедур бесспорного взыскания налоговых санкций, означающих фактически переложение функции их взыскания с судов на налоговые органы, что должно привести к "разгрузке" судов, законодателем не была учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П высшим судебным органом России было, в частности, указано на особый характер налоговых санкций (штрафов), отличный от недоимки и пени, носящих не восстановительный, а карательный их характер. На этом основании судом был сделан вывод о незаконности установления одинакового (бесспорного) порядка взыскания недоимок и штрафов. Так, Конституционный Суд РФ указал: "В случае ... обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика. Таким образом, бесспорный порядок взыскания штрафов, ... в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого (статья 55, часть 3; статья 57) ограничения права, закрепленного в статье 35 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".

То есть согласно указанному решению бесспорный порядок взыскания санкций вообще (не зависимо от размера санкций) противоречит Конституции РФ, поскольку нарушает основные конституционные права. При этом, в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" "юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта".

В силу указанной нормы, положения рассматриваемого закона представляются не соответствующими указанной правовой позиции Конституционного Суда РФ. Данный вывод обусловлен тем, что новый порядок бесспорного взыскания штрафов не содержит предписания об автоматическом приостановлении исполнении действия решения налогового органа о взыскании налоговой санкции до вынесения соответствующего судебного решения. Согласно закону его действие приостанавливается только до момента принятия решения вышестоящим налоговым органом либо может быть приостановлено судом в порядке, установленном законодательством.

Однако, в последнем случае, как показывает практика, подача налогоплательщиком заявления о приостановлении действия решения не гарантирует приостановление процесса взыскания санкций. Рассмотрение же "возражений" налогоплательщика по решению о взыскании с него штрафа в вышестоящий налоговый орган, как свидетельствует практика налогового контроля, в большинстве случае не влечет для налогоплательщика положительного результата; удовлетворение жалобы налогоплательщика в реальных условиях - достаточно редкое явление, которое можно считать исключением из общего правила. Поэтому реально защитить свои права налогоплательщик может только в суде.

Здесь хотелось бы отметить, что действующий до 1 января 2006 года порядок наложения на налогоплательщиков и взыскания налоговых санкций полностью соответствует указанной выше правовой позиции Конституционного Суда РФ. Такой порядок является определенной гарантией прав налогоплательщика и того, что санкции будут взысканы на основании закона.

Вместе с тем, такой подход, может быть признан правомерным, поскольку ограничение права собственности допускается на основании федерального закона (ст.55 Конституции РФ). Кроме того, в условиях предоставленной налогоплательщику возможности обжалования решения о взыскании санкции и его приостановления в таком случае, можно сделать вывод о соответствии нового порядка Постановлению от 17 декабря 1996 г. № 20- П.

Можно предположить, что полномочия по бесспорному взысканию налоговых санкций будут достаточно активно реализовываться налоговыми органами, поскольку внесудебное взыскание гораздо проще и эффективнее. Об этом может свидетельствовать и общий настрой Правительства РФ, выраженный премьер- министром, который обратился к руководителям субъектов РФ с призывом об улучшении показателей по сбору налогов за счет активного привлечения к этой работе силовых структур (Источник: www.2z.ru).

Однако, как показывает практика налогового контроля, порядок и процедура вынесения решений не всегда соблюдается, что во многих случаях обуславливает его незаконность и, соответственно, неизбежно ведет к нарушению прав налогоплательщиков. При этом не исключена ситуация, в которой налоговыми органами, используя возможность бесспорного взыскания штрафов, при привлечении плательщиков налогов к налоговой ответственности и принятия решений о взыскании налоговых санкций, не будут учитываться подходы к применению ответственности, выработанные арбитражной практикой по отдельным вопросам применения налоговой ответственности. В связи с чем, можно прогнозировать незначительное уменьшение судебных дел и, соответственно, не достижение цели закона, поскольку изменится только субъект обращения в суд и предмет спора.

PS: поданные в соответствии с Главой 26 "Рассмотрение дел о взыскании обязательных платежей и санкций" АПК РФ и не рассмотренные арбитражным судом до 1 января 2006 г. заявления о взыскании обязательных платежей и сумм санкций, которые могут взыскиваться по решению налогового органа, подлежат рассмотрению согласно АПК РФ (ст.3 Федерального закона от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ).

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ