ПРЕСС-ЦЕНТР

Обзоры и комментарии

"Бесспорные" полномочия налоговых органов

16 сентября текущего года Государственной Думой РФ в первом чтении был принят законопроект, внесенный Президентом РФ, содержащий меры, направленные на "совершенствование административных процедур урегулирования споров". Положения данного законопроекта существенно изменяют существующий порядок привлечения налогоплательщиков к ответственности за совершение налогового правонарушения путем изменения полномочий налоговых органов в данной сфере. Кроме того, законопроект приравнивает индивидуальных предпринимателей к организациям в части взыскания с них в бесспорном (внесудебном) порядке сумм недоимок по налогам, а также расширяет полномочия органов Пенсионного фонда РФ, предоставляя им права по взысканию недоимок по страховым взносам, пени и "незначительных" штрафов.

 

Главное новшество, предусмотренное указанным законопроектом, - предоставление налоговым органам права на бесспорное (внесудебное) взыскание штрафов за совершение налогового правонарушения, если сумма штрафа не превышает для организаций - 50 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей - 5 тыс. рублей по каждому налогу. Взыскание санкций производится налоговым органом на основании решения о взыскании налоговой санкции. При этом согласно законопроекту в случае обжалования решения о взыскании налоговой санкции в вышестоящий орган исполнение решения приостанавливается. В случае обжалования решения в арбитражный суд исполнение решения может быть приостановлено в порядке, установленном арбитражным процессуальным законодательством РФ.

Несмотря на благие цели введения указанных процедур бесспорного взыскания налоговых санкций, означающих фактически переложение функции их взыскания с судов на налоговые органы, что должно привести к "разгрузке" судов, законодателем не была учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ. В Постановлении от 17 декабря 1996 г. № 20-П высшим судебным органом России было, в частности, указано на особый характер налоговых санкций (штрафов), отличный от недоимки и пени, носящих не восстановительный, а карательный их характер. На этом основании судом был сделан вывод о незаконности установления одинакового (бесспорного) порядка взыскания недоимок и штрафов. Так, Конституционный Суд РФ указал: "В случае ... обжалования взыскание штрафа не может производиться в бесспорном порядке, а должно быть приостановлено до вынесения судом решения по жалобе налогоплательщика. Таким образом, бесспорный порядок взыскания штрафов, ... в случае несогласия налогоплательщика с решением органа налоговой полиции является превышением конституционно допустимого (статья 55, часть 3; статья 57) ограничения права, закрепленного в статье 35 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда".

То есть согласно указанному решению бесспорный порядок взыскания санкций вообще (не зависимо от размера санкций) противоречит Конституции РФ, поскольку нарушает основные конституционные права. При этом, в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" "юридическая сила постановления Конституционного Суда РФ о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта".

В силу указанной нормы, положения рассматриваемого законопроекта представляются не соответствующими указанной правовой позиции Конституционного Суда РФ. Данный вывод обусловлен тем, что новый порядок бесспорного взыскания штрафов не содержит предписания об автоматическом приостановлении исполнении действия решения налогового органа о взыскании налоговой санкции до вынесения соответствующего судебного решения. Согласно законопроекту его действие приостанавливается только до момента принятия решения вышестоящим налоговым органом либо может быть приостановлено судом в порядке, установленном законодательством.

Однако, в последнем случае, как показывает практика, подача налогоплательщиком заявления о приостановлении действия решения не гарантирует приостановление процесса взыскания санкций. Рассмотрение же "возражений" налогоплательщика по решению о взыскании с него штрафа в вышестоящий налоговый орган, как свидетельствует практика налогового контроля, в большинстве случае не влечет для налогоплательщика положительного результата; удовлетворение жалобы налогоплательщика в реальных условиях - достаточно редкое явление, которое можно считать исключением из общего правила. Поэтому реально защитить свои права налогоплательщик может только в суде.

Кроме того, правомерность установления возможности взыскания "незначительных" по величине налоговых штрафов, также вызывает определенные сомнения. Установление размера "незначительного" штрафа в твердых суммах, то есть, не зависимо и без учета результатов деятельности конкретной организации или предпринимателя может означать возможность взыскания с отдельных субъектов налоговых отношений штрафа в значительном для них размере.

Также хотелось бы отметить, что не обжалование решения налогового органа о взыскании налоговой санкции отнюдь не означает признание налогоплательщиком своей вины, и данное обстоятельство не означает его согласие на уплату штрафа во внесудебном порядке. Поэтому бесспорное взыскание штрафа в свете указанной правовой позиции Конституционного Суда РФ может привести к незаконному ограничению права собственности налогоплательщика.

Здесь хотелось бы отметить, что действующий в настоящее время порядок наложения на налогоплательщиков и взыскания налоговых санкций полностью соответствует указанной выше правовой позиции Конституционного Суда РФ. Такой порядок является определенной гарантией прав налогоплательщика и того, что санкции будут взысканы на основании закона. Поэтому, по нашему мнению, окончательное принятие законопроекта в том виде, в котором он принят в первом чтении, будет означать "откат" в прошлое и сведение отдельных достижений налоговой реформы "на нет".

Кроме того, можно предположить, что полномочия на бесспорное взыскание штрафов будут достаточно активно реализовываться налоговыми органами, поскольку внесудебное взыскание гораздо проще и эффективнее. При этом, как показывает практика налогового контроля, порядок и процедура вынесения решений не всегда соблюдается, что во многих случаях обуславливает его незаконность и, соответственно, неизбежно ведет к нарушению прав налогоплательщиков. Поэтому можно прогнозировать незначительное уменьшение судебных дел и, соответственно, не достижения цели законопроекта, поскольку изменится только субъект обращения в суд и предмет спора.

Помимо указанных нововведений законопроект приравнивает к организациям индивидуальных предпринимателей. Данное "равенство" согласно законопроекту будет обеспечиваться возможностью бесспорного взыскания с предпринимателей недоимок и пени по налогам и сборам. Новые порядок взыскания недоимок и пени с предпринимателей, на наш взгляд, по указанным выше причинам также не будет способствовать сокращению количества налоговых дел, рассматриваемых арбитражными судами.

При этом правомерность предложенного подхода также вызывает сомнения. Как и в предыдущем случае, законодателями не была учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ, которая была сформулирована в вышеуказанном Постановлении. Суд указал на существенные различия в правовом статусе организаций и индивидуальных предпринимателей как налогоплательщиков, чем обусловлен и различный порядок взыскания налоговых санкций. Так, Суд указал, что: "Взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке явилось бы выходом за рамки собственно налоговых публично - правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско - правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти - подчинения, и поэтому одна сторона по отношению к другой не может действовать властно - обязывающим образом".

Если в указанных случаях, предлагаемый порядок, как минимум, требует доработки, то предоставление органам Пенсионного фонда полномочий на бесспорное взыскание недоимок и пени по страховым взносам представляется вполне оправданным. Данное обстоятельство обусловлено тем, в настоящее время взыскание указанных платежей осуществляется в судебном порядке. При этом на суды возложены не свойственные ему функции. В большинстве таких дел, как правило, в условиях отсутствия спора как такового функции суда сводиться в основном к определению суммы недоимки и ее взысканию.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ