ПРЕСС-ЦЕНТР

Обзоры и комментарии

Порядок учета поставщиком в целях налогообложения прибыли скидок, предоставляемых покупателю товара

Письмом от 15.07.2005 г. № 03-03-04/1/79 "Об учете в целях налогообложения прибыли предоставленных продавцом скидок" Министерство финансов РФ озвучило свою позицию относительно возможности учета налогоплательщиком - продавцом (поставщиком) для целей налогообложения прибыли скидок, предоставляемых покупателю.

 

Вопрос о возможности учета предоставляемых покупателю скидок путем уменьшения цены реализуемого товара либо накопительным путем, является актуальным для всех плательщиков налога на прибыль, использующих скидки для стимулирования (поощрения) своих покупателей (в особенности для поставщиков торговых сетей).

Вместе с тем, Минфин РФ фактически уклонился от прямого ответа на вопрос налогоплательщика о возможности учета скидки при налогообложении прибыли. Однако из общего смысла данного письма следует, что налогоплательщик - поставщик товара до 1 января 2006 года не вправе отнести суммы таких скидок в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Данное, в частности, следует из ссылки финансового органа на новую редакцию ст.265 НК РФ, согласно которой "скидки", "бонусы" и "вознаграждения", предоставленные продавцом покупателю товара, относятся к внереализационным расходам.

Данным письмом финансовое ведомство также не опровергло и позицию главного налогового ведомства по поводу учета, в том числе, накопительных скидок в целях налогообложения, выраженную в Письме ФНС РФ от 25.01.2005 г. № 02-1- 08/8@ "О порядке учета в целях налогообложения прибыли предоставленных продавцом скидок". По мнению ФНС РФ, предоставление организацией - продавцом скидок путем пересмотра суммы задолженности покупателя по договору поставки по окончании календарного года, то есть путем освобождения покупателя от имущественной обязанности заплатить за приобретенные ценности в размере установленного в договоре процента от общей суммы проданных покупателю товаров, должно рассматриваться в качестве безвозмездной передачи имущественного права. Следовательно, в соответствии с п.16 ст.270 НК РФ сумма такой скидки не может быть учтена в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль.

Вместе с тем, считаем, что данные выводы фискальных органов сделаны без учета норм гражданского и налогового законодательства. При этом такой подход к порядку определения налоговых обязательств в условиях предоставления продавцом скидок не согласуется с конституционно-правовым принципом экономической обоснованности налога (ст.3 НК РФ).

В основе указанных отношений лежат гражданско-правовые отношения сторон сделки по изменению цены реализуемого (приобретаемого) товара (п.2 ст.424 ГК РФ). При этом согласно принципу свободы договора стороны договора вправе самостоятельно определить порядок изменения цены, не противоречащий существу гражданско- правовых отношений (ст.1 и ст.421 ГК РФ). Изменение цены товаров в меньшую сторону в порядке, предусмотренном договором, не означает изменение гражданско-правовой квалификации самих отношений купли-продажи на отношения по освобождению покупателя от имущественной обязанности (дарение).

Анализ норм налогового законодательства позволяет говорить, что выручка продавца от реализации товаров должна определяться с учетом предоставленных им скидок (ст.249 НК РФ), либо сумма скидки, исходя из ее экономической природы, должна рассматриваться в качестве расхода, уменьшающего налогооблагаемую прибыль (ст.252, ст.264 НК РФ).

Поэтому, мы считаем, что налогоплательщик - продавец вправе учитывать суммы скидок при налогообложении прибыли независимо от периода их предоставления - до 1 января 2006 года или после указанной даты. Конкретный же порядок учета предоставленных скидок, на наш взгляд, будет зависеть от способа предоставления соответствующих скидок, договорного и документального оформления данных операций, в связи с чем, должен определяться в каждом конкретном случае исходя их конкретных обстоятельств дела.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ