ПРЕСС-ЦЕНТР

Обзоры и комментарии

О проблемах возмещения экспортного НДС с 1 января 2006 года

В конце августа средствами массовой информации до сведения налогоплательщиков - экспортеров, была доведена информация о порядке применения налоговыми органами с 1 января 2006 года новой редакции ст.165 НК РФ. Новая редакция установлена Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в РФ".

 

Напомним, что указанным выше законом пункт 1 ст.165 НК РФ, устанавливающий перечень документов, обязательных к представлению в налоговый орган для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при осуществлении экспортных операций, был дополнен подпунктом 5. В соответствии с данным подпунктом, наряду с другими документами, предусмотренными подп.1-4 указанной статьи, предоставлению также подлежат:
- контракт (копия контракта) с резидентом особой экономической зоны;
- платежные документы об оплате товаров;
- копия свидетельства о регистрации лица в качестве резидента особой экономической зоны, выданная федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по управлению особыми экономическими зонами, или его территориальным органом;
- таможенная декларация с отметками таможенного органа о выпуске товаров в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны.

ПРИМЕЧАНИЕ: Особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (ст.2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ").

Согласно ст.37 указанного закона "свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором ... российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин".

Федеральная налоговая служба РФ (ФНС РФ) заявила о том, что с 1 января 2006 года прекратит возврат экспортного НДС налогоплательщикам (Коммерсант, № 169 от 09.09.2005). По мнению налоговых органов, даже в случае осуществления реального экспорта товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации, то есть когда экспортная поставка не связана с поставкой товаров в свободную таможенную зону, налогоплательщик-экспортер обязан представить в налоговый орган все документы, предусмотренные п.1 ст.165 НК РФ. В том же случае, если все документы, в том числе, предусмотренные подпунктом 5 п.1 ст.165 НК РФ, представлены не будут, налогоплательщику будет отказано в применении ставки 0 процентов.

Вместе с тем, по нашему мнению, такой подход к подтверждению обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов является результатом неверного толковании ФНС РФ нормативно-правовых предписаний п.1 ст.165 НК РФ.

Анализ положения ст.164 и ст.165 НК РФ в их системной связи, с учетом их правового смысла, позволяет говорить, что предоставление поименованных в ст.165 НК РФ документов осуществляется налогоплательщиком исключительно с целью подтверждения факта реального экспорта товаров, то есть совершения хозяйственной (экспортной) операции. При этом данный факт хозяйственной деятельности, исходя из правила гармонизации правовых норм различных отраслей законодательства, подтверждается только теми документами, которые должны быть или могут быть у экспортера в силу норм частного или публичного права. Только при соблюдении таких условий, на наш взгляд, возложение на налогоплательщика публично-правовой обязанности по представлению документов с целью подтверждения его права на налоговую льготу может быть признано обоснованным.

В противном случае, возложение на налогоплательщика обязанностей по предоставлению в налоговый орган документов, которые не могут быть представлены налогоплательщиком в силу фактического отсутствия хозяйственных отношений и, соответственно, отсутствия документов, их опосредующих, и лишение налогоплательщика по этим основаниям права на применение налоговой ставки 0 процентов приведет к необоснованному нарушению прав налогоплательщика. Этот же вывод согласуется с правовой позицией Конституционного суда РФ, выраженной в Постановлении от 14 июля 2003 г. № 12- П.

Кроме того, при оценке правовой позиции ФНС РФ относительно порядка применения п.1 ст.165 НК РФ, необходимо также учитывать и правовой смысл (цель) дополнений, внесенных в п.1 ст.165 НК РФ, а также волю законодателя, направленную на принятие соответствующих поправок к данной статье.

Внесение данных изменений обусловлено исключительно приведением в соответствие законодательства о налогах и сборах с другими законодательными актами и не направлено на изменение (дополнение) существующего порядка подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов при совершении "традиционных" экспортных операций. Данное прямо следует из названия соответствующего закона, которым была установлена новая редакция подпункта 5 п.1 ст.165 НК РФ.

Таким образом, мы считаем, что порядок подтверждения права на применение ставки 0 процентов с 1 января 2006 года измениться не должен. Кроме того, с учетом того, что подтверждать данное право налогоплательщику приходится, как правило, в судебном порядке, даже в случае реализации налоговыми органами изложенного выше подхода на практике, решать данный вопрос придется в общем порядке путем обращения в суд.

PS: по сообщениям некоторых СМИ (www.rnk.ru) депутаты внесли в Госдуму законопроект, изменяющий редакцию ст.165 НК РФ и устраняющий изложенную выше проблему подтверждения налоговой ставки 0 процентов.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ