ПРЕСС-ЦЕНТР

Статьи

Правоотношения организаций с ПФР и ФСС будут строиться по тем же принципам, что и с налоговиками

Источник публикации: "Документы и Комментарии", 2009, № 15.

С 1 января 2010 года налоговики больше не будут контролировать правильность и полноту отчислений на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. Данная функция возлагается на ПФР и ФСС России*. Определяя основные положения о проверках, которые будут проводить эти фонды, законодатели опирались на нормы Налогового кодекса РФ. Тем не менее различия в порядке администрирования налогов и страховых взносов есть.

 

Закон не запрещает при камеральной проверке требовать у компании документы 

Органы ПФР и ФСС России будут проводить камеральные проверки расчетов по страховым взносам (п. 1 ст. 33, ст. 34 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ; далее - Закон № 212-ФЗ).

В отличие от статьи 88 НК РФ, посвященной налоговой камеральной проверке, в статье 34 Закона № 212-ФЗ не содержится запрета на истребование документов, подтверждающих правильность исчисления и полноту перечисления страховых взносов. В этой статье не сказано, что инспекторы фондов не могут просить компанию предъявить такие документы. Вместе с этим ПФР и ФСС России наделяются правом запрашивать необходимые для проверки бумаги и сведения. Порядок истребования описан в статье 37 Закона № 212-ФЗ.

На этом основании можно прийти к выводу, что плательщик страховых взносов будет обязан представлять в ПФР и ФСС России документы даже в случаях, когда в расчетах не выявлены ошибки и противоречия. Именно таким образом складывалась практика применения статьи 88 НК РФ до 1 января 2007 года - до того как ввели ограничение на истребование документов (п. 7 ст. 88 НК РФ).

Однако нужно отметить, что и прямого указания на право фондов запрашивать документы при камеральной проверке статья 34 Закона № 212-ФЗ не содержит. Нет в ней и ссылки на статью 37 Закона № 212-ФЗ. Следовательно, у отделений фондов все же нет полномочий без причины требовать от плательщиков документы. Компания может их представить, если проверяющие сообщат ей об ошибках и противоречиях в расчете. Разумеется, документы, которые плательщик обязан предъявить согласно предписаниям Закона № 212-ФЗ, нужно подать.

ФСС России может одновременно с камеральной проверкой расчета проконтролировать обоснованность расходов компании, произведенных на выплату обеспечения по обязательному социальному страхованию**. Проверяющие вправе затребовать документы, подтверждающие такие расходы.

Как и при налоговой камеральной проверке, компании могут представлять в ПФР и ФСС России пояснения по поводу неточностей и противоречий, выявленных в расчетах. Если с учетом данных объяснений инспекторы фонда все же посчитают факт нарушения установленным, они оформят акт и направят его компании.

 

Выездные проверки фонды будут проводить сообща

Выездные проверки по страховым взносам ПФР и ФСС России должны проводить совместно на основании ежегодного плана проверок (п. 3 ст. 33 Закона № 212 -ФЗ). При этом они будут проходить вне зависимости от налоговых проверок. В Законе № 212-ФЗ не предусмотрено ни права, ни обязанности фондов согласовывать свой график с органами ФНС России.

Пункт 10 статьи 35 Закона № 212-ФЗ не разрешает проверять компании чаще чем раз в три года. Заметим, что для налоговых выездных проверок подобного правила нет. Поскольку Закон № 212-ФЗ ограничивает количество выездных ревизий, скорее всего они будут комплексными и всеобъемлющими. В связи с этим заметим, что одновременно с проверкой правильности начисления взносов ПФР может проинспектировать документы, связанные с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, а также то, как плательщик исполняет обязанности по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета*. Соответственно ФСС России вправе устанавливать обоснованность расходов, произведенных за счет средств соцстраха.

Выездные проверки по страховым взносам имеют еще одну особенность: повторные ревизии исключены. Это является следствием запрета на две и более инспекции в течение трех лет. В Законе № 212-ФЗ также не говорится, что повторные проверки допустимы.

Кроме того, отметим, что выездной проверкой может быть охвачен не более чем трехлетний период, предшествующий году, в котором принято решение о ее проведении (п. 9 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). Проверяющие должны уложиться в два месяца. Правда, ревизию могут приостановить. Основания для этого перечислены в пункте 15 статьи 35 Закона № 212-ФЗ. Ими являются: истребование документов и (или) информации у плательщика (ст. 37 Закона № 212-ФЗ); перевод представленных документов на русский язык; запрос информации у иностранных государственных органов.

Перерыв по первым двум причинам не может превышать шести месяцев. Последний из приведенных поводов дает инспекторам право приостановить проверку на девять месяцев. Таким образом, она должна быть окончена не позднее чем через 11 месяцев с ее начала (п. 11, 18 ст. 35 Закона № 212-ФЗ). По результатам ревизии составляется акт.

 

Не ясно, когда должно быть вынесено решение по проверке

Как и Налоговый кодекс, Закон № 212-ФЗ дает компании право в течение 15 дней представить возражения на акт камеральной или выездной проверки. На то, чтобы рассмотреть их и вынести итоговое решение, у инспекторов есть 10 дней (п. 5 ст. 38, п. 1 ст. 39 Закона № 212-ФЗ). Органы ПФР и ФСС России могут вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности. А вот правом назначить дополнительные контрольные мероприятия Закон № 212-ФЗ их не наделяет. Вместе с тем пункт 7 статьи 39 Закона № 212-ФЗ позволяет вынести решение об истребовании у плательщика дополнительных документов (ст. 37 Закона № 212-ФЗ). Они должны быть предъявлены не позднее чем через 10 дней. Причем в некоторых случаях отделение фонда может продлить этот срок. Кроме того, не установлено, сколько времени отводится на исследование запрошенной информации. Таким образом, Закон № 212-ФЗ не дает ответа на вопрос о том, когда должно быть принято итоговое решение по проверке.

Решение, вынесенное по результатам проверки, компания вправе обжаловать (ст. 53-56 Закона № 212-ФЗ). При этом обжалование в вышестоящий орган не является обязательным условием для обращения в суд. Таким образом, компания не ограничена в выборе наиболее эффективного способа защиты нарушенных прав.

Вступившее в силу решение по проверке дает органам ПФР и ФСС России право направить компании требование о перечислении недоимки, пеней и штрафа. Правила и сроки его выставления прописаны в статье 22 Закона № 212-ФЗ. Последствиям неисполнения требования - взысканию задолженности за счет денежных средств компании и за счет ее имущества - посвящены статьи 19 и 20 Закона № 212-ФЗ.

 

Закон устанавливает меньше поводов для санкций, чем Налоговый кодекс

Опубликованный закон предусматривает всего три состава правонарушений для компаний: непредставление расчета; неуплата или неполная уплата страховых взносов; отказ или непредставление документов, необходимых для осуществления контроля. Наказание за перечисленные проступки такое же, как за аналогичные налоговые правонарушения. Исключение составляет ответственность за задержку со сдачей расчета более чем на 180 дней. За это деяние установлен минимальный штраф в сумме 1 тыс. руб.

В отличие от Налогового кодекса в комментируемом законе нет конкретных указаний насчет того, как влияют на размер санкции смягчающие или отягчающие обстоятельства (ст. 44 Закона № 212-ФЗ). Напомним, что смягчающее обстоятельство снижает налоговый штраф не менее чем в два раза. А такое отягчающее обстоятельство, как повторное совершение нарушения, повышает наказание на 100 процентов (ст. 114 НК РФ). Закон № 212-ФЗ не содержит подобных норм.

 

ПФР и ФСС не смогут блокировать счета

Закон № 212-ФЗ не разрешает органам ПФР и ФСС России приостанавливать расходные операции по счетам. Для плательщиков это, безусловно, позитивный момент. Ведь, как показывает практика, налоговики, которым дано такое право, злоупотребляют им. Нередко они арестовывают денежные средства компании не с целью предотвратить уклонение от налогов, а чтобы оказать давление на нее и на ее руководителей.

_____________________________________________________________________________

* Плательщики отчитываются по взносам в ФФОМС и ТФОМС перед Пенсионным фондом РФ (см. комментарий в этом номере «ДК» на стр. 70). Соответственно камеральные и выездные проверки компаний по этим взносам входят в его компетенцию.

** С 1 января 2010 года выплаты социального обеспечения работодатели будут производить в соответствии с обновленным Федеральным законом от 29.12.06 № 255-ФЗ, который с указанной даты будет называться «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Поправки в него внесены Федеральным законом от 24.07.09 № 213-ФЗ.

* Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ