ПРЕСС-ЦЕНТР

Статьи

Услуги по продвижению товаров разрешили учитывать при налогообложении, если оказаны на основании отдельного договора

Источник публикации: "Документы и Комментарии", 2010, № 9. 

Комментарий к письму Минфина России от 19.02.10 № 03-03-06/1/85
Поставщик продовольственных товаров может учесть при налогообложении  стоимость услуг по операционной обработке и отгрузке его товара через распределительный центр в магазины покупателя. То есть оказание услуг, направленных на продвижение на рынке товаров поставщика. Минфин России считает, что основным условием для этого будет заключение отдельного договора.
 
ВЫВОДЫ МИНФИНА
Финансовое ведомство на основании анализа положений статьи 9 Федерального закона от 28.12.09 № 381-ФЗ* пришло к следующим выводам.
Поставщик на основании договора поставки вправе учесть только расходы в виде вознаграждения, выплачиваемого торговой компании, за приобретение ею определенного количества товаров. Причем величина вознаграждения не может превышать 10 процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.
Если расходы поставщика на оплату услуг организации торговли по рекламированию товаров, маркетингу и иных, направленных на продвижение продовольственных товаров, включены непосредственно в договор поставки, то они не учитываются при налогообложении прибыли.
Однако, если поставщик и торговая организация заключили договор на возмездное оказание услуг по продвижению товаров (рекламированию, маркетингу и иных услуг), то такие затраты учитываются при налогообложении прибыли в составе прочих расходов.
 
МНЕНИЕ МИНФИНА НЕ БЕССПОРНО
Представляется, что выводы Минфина России о невозможности учета расходов по продвижению товаров, понесенных согласно условиям договоров поставки, изложенные в комментируемом письме, не являются бесспорными. При применении данного разъяснения необходимо учитывать следующее.
Закон № 381-ФЗ определяет основы государственного регулирования торговой деятельности. В частности, этот закон должен обеспечить единство экономического пространства России. Для этого он устанавливает требования к организации и ведению торговой деятельности, ее развитие для удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, а также к обеспечению доступности товаров для населения, формированию конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров.
То есть, указанный закон не может содержать нормы законодательства о налогах и сборах и, соответственно регулировать налоговые отношения (ст. 1 НК РФ). Непосредственно Налоговый кодекс не содержит положений, аналогичных Закону № 381-ФЗ, в качестве условий для правомерного признания рассматриваемых расходов. Поэтому нарушения положений закона не должны повлечь для налогоплательщика неблагоприятные налоговые последствия.
 Напомним также, что в настоящее время судебно-арбитражная практика исходит из того, что признание расходов обоснованными налоговыми затратами по общему правилу не ставится в зависимость от соблюдения или несоблюдения компанией норм других отраслей законодательства**. В данном случае мы не говорим о каких-либо усложняющих элементах судебного разбирательства в виде обвинения налогоплательщика в получении им необоснованной налоговой выгоды.
Кроме того, возможность учета тех или иных расходов для целей налогообложения прибыли не может быть поставлена в зависимость от способа оформления отношений и установления обязанностей сторон. То есть от того, оформлен смешанный договор (договор поставки с элементами договора оказания услуг) или отдельный договор на оказание услуг. Иное, по нашему мнению, приведет к нарушению принципов равенства, всеобщности, справедливости налогообложения.
При этом, из системного смысла положений статей 252 и 313 НК РФ следует, что под документами, оформленными в соответствии с законодательством, понимаются, прежде всего, первичные учетные документы, которыми оформляется та или иная хозяйственная операция. Таким образом, речь идет о документах, предусмотренных статьей 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а не о самом договоре, в котором устанавливаются права и обязанности сторон.
 
ЧТО НЕ УЧЕЛ МИНФИН
Есть еще одно обстоятельство, которое заслуживает внимания. Указанные выше ограничения относительно условий договоров касаются только договоров на поставку продовольственных товаров и не распространяются на другие группы товаров.
Это позволяет говорить о том, что включить соответствующие условия об оказании услуг в договоры поставки непродовольственных товаров можно.
Поэтому мы полагаем, что при надлежащем документальном оформлении соответствующих операций и выполнении иных условий статьи 252 НК РФ затраты на приобретение услуг, направленных на продвижение товаров, подлежат признанию в целях исчисления налога на прибыль независимо от того, каким договором предусмотрено их оказание.
Вместе с тем, практика применения положений налогового законодательства с учетом норм Закона № 381-ФЗ еще только будет складываться. Поэтому во избежание конфликтных ситуаций с налоговыми органами лучше заключать отдельные договоры на оказание сопутствующих продаже товаров услуг. Это позволит минимизировать риски предъявления налоговых претензий.
____________________________
* «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 381-ФЗ).
** Об этом свидетельствует практика ВАС РФ. См., например, постановление от 18.09.07 № 5600/07 и определение от 15.10.07 № 12342/07.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ