ПРЕСС-ЦЕНТР

Статьи

Три года без проверок или чего ждать малым фирмам от контролеров / Ведущий юрист ГК «Налоговый щит» Максим Егоркин прокомментировал новые положения статьи 26.1 Федерального закона № 246-ФЗ о трехлетнем моратории на проведение проверок малого бизнеса

«Учет в строительстве», 2015, № 10

В ближайшие три года малому предпринимательству не грозят плановые проверки многих служб (Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 246-ФЗ). Таким образом государство пытается снизить давление на небольшие компании. О том, что изменится и действительно ли работать станет проще, – читайте в статье.

 

Какие льготы установлены для малого бизнеса

Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…» дополнили новой статьей 26.1. Эта статья устанавливает, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года в отношении юридических лиц, которые являются субъектами малого предпринимательства, плановые проверки не проводятся. Как это повлияет на контроль в сфере строительства?

 

Что изменится для строительных компаний

Рассмотрим разные виды проверок.

Госстройнадзор
Для строительных организаций проверки именно как для субъектов строительной деятельности представляют собой государственный строительный надзор. Госстройнадзор осуществляют при строительстве и реконструкции объектов капстроительства, если проектная документация подлежит экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией. Это определено в статье 54 Градостроительного кодекса РФ. Нормы закона № 294-ФЗ в отношении госсстройнадзора применяют с учетом ряда особенностей. В частности, такие проверки проводят без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок (п. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ, п. 29 Административного регламента… утвержденного приказом Ростехнадзора от 31 января 2013 г. № 38).

Таким образом, для стройфирм – субъектов малого предпринимательства рассматриваемые изменения, по мнению автора, не несут каких-либо фактических послаблений в части осуществления строительного надзора.

Иными словами, как и сейчас, поводом для такого надзора в отношении малых стройфирм будут служить основания, поименованные в статье 10 закона № 294-ФЗ (истечение срока исполнения предписания об устранении нарушения, поступление жалобы и т. д.).

Другие виды проверок, которых ограничения не коснутся
Какие еще особенности следует учесть?
Анализируемый мораторий на проведение проверок не будет распространяться на следующие виды контроля (п. 3.1 ст. 1 закона № 294-ФЗ):

  • налоговый контроль;
  • валютный контроль;
  • таможенный контроль;
  • контроль за уплатой обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • контроль за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и пр. 

Также новые правила нельзя будет применять при проведении оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия; осуществлении прокурорского надзора; при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства. Эти случаи перечислены в пункте 3 статьи 1 закона № 294-ФЗ.

Следовательно, при проведении указанных проверок льгот для малых строительных организаций тоже не будет.

Плановые проверки, которых быть не должно
Вместе с тем запрещение плановых проверок все-таки освободит малые стройорганизации от плановых проверок, проводимых, в частности:

  • Рострудом (п. 33 Административного регламента… утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н);
  • ФМС России (п. 6 Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13 ноября 2012 г. № 1162);
  • Государственной противопожарной службой (ст. 6.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290);
  • Росприроднадзором (Положение о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 8 мая 2014 г. № 426; п. 22 Административного регламента… утвержденного приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 191);
  • Росреестром (Положение о государственном земельном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 г. № 1).

Обращаем внимание: речь идет о трехлетнем освобождении только от плановых проверок. Внеплановых проверок это не касается. Их будут проводить по-прежнему. Это соответствует положениям закона № 294-ФЗ. В пункте 4 статьи 1 данного закона предусмотрено, что особенности организации и проведения проверок могут устанавливать другие федеральные законы. Например, миграционная служба, как и раньше, сможет провести внеплановую проверку, получив сигнал о фактах нарушений работодателем обязательных требований миграционного законодательства (подп. 2 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ).

 

Кто может рассчитывать на освобождение от проверок

Чтобы строительная компания не попала в планы проверок указанных ведомств, она должна соответствовать требованиям, установленным для субъектов малого предпринимательства Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ (см. таблицу). Вместе с тем льготой не смогут воспользоваться организации-нарушители:

  • если они были наказаны за грубое нарушение Кодекса РФ об административных правонарушениях или же подверглись дисквалификация или административному приостановлению деятельности;
  • если у них была аннулирована или приостановлена лицензия, выданная в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ.

Данное ограничение применяется, если с даты окончания проведения проверки, по результатам которой компания была наказана, прошло меньше трех лет. В этом случае контролирующие органы могут включить компанию в ежегодный план проведения проверок.

 

Как защитить свои права

При разработке ежегодных планов проведения плановых проверок на 2017– 2018 годы уполномоченные органы обязаны проверить, соответствуют ли юридические лица критериям отнесения к субъектам малого предпринимательства (п. 4 ст. 26.1 закона № 294-ФЗ).

А если строительная компания таким критериям отвечает, но в период моратория попадет в план проверки какого-то ведомства или получит уведомление о проведении плановой проверки? Она вправе подать в орган госконтроля (надзора) или орган муниципального контроля заявление об исключении ее из ежегодного плана проведения проверок. Это предусмотрено в пункте 3 статьи 26.1 закона № 294-ФЗ.

Порядок подачи заявления, перечень прилагаемых к нему документов, а также правила обжалования включения в ежегодный план проверок Правительство РФ определит позднее.

В заключение отметим: проведение плановой проверки с нарушением требований статьи 26.1 закона № 294-ФЗ, согласно пункту 7 этой статьи, является грубым нарушением требований законодательства и влечет за собой недействительность результатов проверки по жалобе или иску организации.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ