ПРЕСС-ЦЕНТР

Статьи

Налоговикам позволено совмещать проверки ККТ с выездными проверками

Источник публикации: «Документы и Комментарии», 2013, № 16

Чиновники главного финансового ведомства рассмотрели вопрос о том, может ли налоговый орган в ходе выездной проверки проводить также проверку кассовой дисциплины. Финансисты сочли это правомерным. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 05.07.13 № 03-02-08/26094)

 

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРОК

Проведение налоговым органом выездной проверки регулируется статьей 89 НК РФ. В соответст­вии с ней выездная налоговая проверка осуществляется на основании ре­­шения руководителя (замес­тителя руководителя) налогового органа. В нем, в частности, указывается предмет проверки, то есть перечень налогов, правильность ис­­­­числения и уплаты которых бу­­дет проконтролирована, а также должности и фамилии сотрудников, которым поручается такая про­верка.

А проверки применения конт­роль­­но-кассовой техники предусмотрены статьей 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации». Нормы этого закона детализируются в Административном регламенте исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее ре­­гистрации и применения. Отметим, что этот документ утвержден приказом Минфина России от 17.10.11 № 132н.

Согласно пунктам 22 и 28 Ад­­министративного регламента, ос­­но­­­ванием для назначения проверки­ правильности применения конт­рольно-кассовой техники служит соответствующее поручение. Оно должно быть предъявлено представителям компании (проверяемому объекту) специалис­тами налогового органа вместе с их служебными удостовере­ниями.

Из анализа указанных норм сле­дует, что выездная налоговая про­верка и проверка применения контроль­­но-кассовой техники – это самостоятельные виды проверок.

Они различаются по своим целям, процессуальному порядку и выполняются на основании разных ре­­шений.

Однако это не запрещает налоговому органу проводить проверку применения контрольно-кассовой техники одновременно с выездной налоговой проверкой. Но только в том случае, если осуществление таких проверок оформлено самостоятельными решениями о проведении проверок.

 

НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКАМ

По нашему мнению, комментируемое письмо Минфина России в практике работы налоговых органов может быть истолковано­ ими не в пользу налогоплательщиков, а именно как разрешение проводить проверки применения контрольно-кассовой техники в рамках выездных налоговых проверок.

Но здесь нужно учитывать следующее. Если налоговый орган назначает проверку правильности применения контрольно-кассовой техники в рамках выездной налоговой проверки на основании только решения о проведении выездной проверки, то такая проверка, по нашему мнению, является незаконной.

Указанные выводы подтверждаются арбитражной практикой (по­­становления Десятого арбитражного апелляционного суда от 19.02.08 № 10АП-261/2008, Пятого арбит­ражного апелляционного суда от 08.07.11 № 05АП-4037/2011).

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ