ПРЕСС-ЦЕНТР

Статьи

Аренда земельного участка

Источник публикации: «Налоговый вестник», 2013, № 4

Наша организация арендует по договору аренды земельный участок, находящийся в государственной собственности. Договором предусмотрены пени за просрочку арендной платы, которые перечисляются в бюджет региона. Учитываются ли для целей налогообложения расходы на выплату пеней?

 

В соответствии с п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией.

Согласно подп. 13 п. 1 указанной статьи к таким расходам, в частности, относятся расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.

Из указанной нормы следует, что расходы в виде признанных должником штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств учитываются для целей налогообложения прибыли.

Согласно ч. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (ч. 1 ст. 125 ГК РФ).

Таким образом, поскольку пени по договору аренды государственного имущества (земельного участка) подлежат уплате в связи с ненадлежащим исполнением договора, заключенного с органом государственной власти, то данные расходы учитываются для целей налогообложения на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов.

Из таких же подходов исходит и судебно-арбитражная практика (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 16.04.2007 № А43-14231/2006-14-8, ФАС Московского округа от 27.07.2005 № КА-А40/6944-0, ФАС Северо-Западного округа от 24.11.2006 № А56-13319/2006 и пр.).

Однако, согласно п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.

Указанное законоположение позволило Минфину России в письме от 10.11.2005 № 03-03-04/4/83 прийти к выводу о том, что рассматриваемые расходы налогоплательщика на уплату пеней не учитываются для целей налогообложения на основании п. 2 ст. 270 НК РФ.

Имеются отдельные судебные акты, подтверждающие правомерность указанного подхода (постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.10.2011 № А05-11805/2010).

Вместе с тем, по мнению автора, запрет на уменьшение налоговой базы на сумму расходов, предусмотренных п. 2 ст. 270 НК РФ, установлен применительно к расходам на уплату санкций в случаях, возникающих из правоотношений административного характера, т.е. в отношении штрафов за нарушение норм законодательства, налагаемых органами государственной власти в силу их компетенции.

В то время как в рассматриваемой ситуации факт зачисления пеней в бюджет не изменяет сущности договорного обязательства и экономического содержания расходов на уплату пеней за несвоевременное исполнение договорного обязательства, а не норм законодательства. При этом суммы пеней не подлежат взысканию стороной по договору аренды на основании предоставленного ему права, установленного законодательством РФ.

Таким образом, по мнению автора, в рассматриваемой ситуации расходы на уплату пеней по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности, поступающие в бюджет, учитываются для целей налогообложения на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных расходов в общеустановленном порядке.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ