ПРЕСС-ЦЕНТР

Статьи

Решения налоговой инспекции

Источник публикации: «Налоговый вестник», 2013, № 1

Налоговая инспекция приняла в отношении организации решение о привлечении к налоговой ответственности, после чего направила требование об уплате налога, которое не было исполнено. Налоговая инспекция приняла решение о взыскании налога за счет денежных средств, выставила инкассовые поручения, а так же приняла решение о приостановлении операций по расчетному счету. Вправе ли инспекция принимать указанные решения одновременно?

 

Порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности и взыскания налога регулируется гл. 8, 10, 11, 14 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 101.3 НК РФ на основании вступившего в силу решения о привлечении к налоговой ответственности налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое представляет собой извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты плательщиком налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

Приостановление операций по счетам в банке как один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов регулируется ст. 76 НК РФ и может применяться для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафов.

При этом в соответствии с п. 10 ст. 101 НК РФ после вынесения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе принять меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении.

Для принятия обеспечительных мер руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит соответствующее решение.

В качестве обеспечительных мер предусмотрены: запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа (подп. 1) и приостановление операций по счетам в банке (подп. 2).

Установлено, что приостановление операций по счетам в банке в порядке принятия обеспечительных мер может применяться только после наложения запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества и в случае, если совокупная стоимость такого имущества по данным бухгалтерского учета меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Иначе говоря, решение о приостановлении операций по счетам в банке возможно по двум нормативным основаниям: в порядке обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа на основании ст. 76 НК РФ; в порядке обеспечения исполнения решения о привлечении к ответственности на основании ст. 101 НК РФ.

В связи с этим сегодня существует два подхода к решению вопроса о законности принятия решения о приостановлении операций по расчетному счету, принятого в условиях наличия соответствующего решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения:

1) некоторые суды исходят из того, что решение о приостановлении операций в указанных условиях фактически обеспечивает исполнение решения о привлечении к ответственности, поскольку принимается в обеспечение исполнения решения о взыскании денежных средств, которое в свою очередь вынесено на основании решения о привлечении к ответственности, принятого по результатам выездной налоговой проверки, в связи с чем при вынесении решения о приостановлении операций по счету должны быть соблюдены требования п. 10 ст. 101 НК РФ. Поскольку решение о запрете на отчуждение (передачу в залог) имущества в рассматриваемой ситуации не принималось, порядок принятия решения о приостановления операций по счетам в банке не соблюден и оно принято в нарушение п. 10 ст. 101 НК РФ (постановления ФАС Дальневосточного округа от 11.07.2011 по делу № А51-17457/2010 и ФАС Центрального округа от 01.09.2010 по делу № А64-8178/09Ю, решения Арбитражного суда Рязанской области от 04.10.2010 по делам № А54-3298/2010С5 и № А54-3297/2010, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 по делу № А56-14350/2011);

2) другие суды исходят из того, что решение о приостановлении операций по счету принимается налоговым органом в указанных условиях в соответствии со ст. 76 НК РФ для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафа в связи с неисполнением требования об их уплате, а не в соответствии с п. 10 ст. 101 в качестве обеспечительной меры исполнения решения о привлечении к ответственности. Приостановление операций по счетам в банке на основании ст. 76 НК РФ является самостоятельным способом обеспечения обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, производится в целях обеспечения исполнения иного решения – решения о взыскании за счет денежных средств в случае неисполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, поэтому не требует соблюдения п. 10 ст. 101 НК РФ. Указанные выводы содержатся в постановлениях ФАС Центрального округа от 18.04.2012 по делу № А64-6176/2011, от 11.03.2011 по делу № А54-3298/2010С5, ФАС Северо-Западного округа от 16.12.2011 по делу № А56-14350/2011 и ФАС Волго-Вятского округа от 13.09.2011 по делу № А82-122/2011.

Мы считаем, что принятие налоговой инспекцией в рассматриваемой ситуации одновременно решения о взыскании налога за счет денежных средств (с последующим выставлением инкассовых поручений) и решения о приостановлении операций по расчетному счету без соблюдения очередности применения обеспечительных мер, предусмотренных ст. 101 НК РФ, противоречит закону. Положения п. 10 ст. 101 НК РФ в рассматриваемом случае являются специальными по отношению к положениям ст. 76 НК РФ, поскольку регулируют основания и порядок применения обеспечительных мер в целях исполнения решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ