ПРЕСС-ЦЕНТР

Статьи

О представлении первичных и иных документов, подтверждающих уменьшение налога

Источник публикации: «Налоговый вестник», 2012, № 3

Наша организация подала уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль, согласно которой сумма к уплате в бюджет уменьшилась. Налоговая инспекция направила нам требование о представлении первичных и иных документов, подтверждающих уменьшение налога. Правомерно ли требование инспекции?

Порядок представления налогоплательщиком налоговых деклараций как письменного заявления налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, регулируется ст. 80 НК РФ. Налоговая декларация подается с приложением только тех документов, обязанность по представлению которых вместе с декларацией предусмотрена нормами законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 80 НК РФ). Уточненная налоговая декларация представляется в случаях, предусмотренных ст. 81 НК РФ, по тем же правилам, что и первичная декларация (ст. 81 НК РФ).

При этом ни положения части первой НК РФ, ни положения гл. 25 НК РФ не предусматривают обязанности налогоплательщика представлять в налоговый орган первичные и иные документы вместе с первичной или уточненной налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций.

Порядок проведения налоговым органом камеральной налоговой проверки регулируется ст. 88 НК РФ. Согласно пп. 6, 8, 8.1, 9 ст. 88 НК РФ налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки имеет право истребовать у налогоплательщика документы только в строго ограниченных случаях, если плательщик налогов:

— использует налоговые льготы или претендует на возмещение НДС;

— является участником договора инвестиционного товарищества;

— является плательщиком налога, связанного с использованием природных ресурсов.

При этом в соответствии с п. 7 указанной статьи при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено указанной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

Однако налоговый орган в случае выявления ошибок в налоговой декларации (расчете) и противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, а также в связи с несоответствием сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, вправе также требовать от налогоплательщика представления соответствующих пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ). Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган указанные пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ).

Таким образом, в тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, основания для истребования налоговым органом у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов, отсутствуют.

По указанным выше основаниям полагаем, что если в ходе камеральной налоговой проверки налоговым органом не выявлены ошибки в налоговой декларации, то налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика какие-либо документы по причине представления им уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль. Иной подход фактически нивелирует прямой запрет на истребование у налогоплательщика дополнительных сведений и документов при проведении камеральной налоговой проверки, установленный п. 7 ст. 88 НК РФ, и превращает камеральную проверку в выездную.

Аналогичного подхода к определению права налогового органа на истребование у налогоплательщика документов в рамках камеральной налоговой проверки придерживается и арбитражная практика (постановления ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, ФАС Дальневосточного округа от 27.11.2009 № Ф03-6236/2009, ФАС Северо-Западного округа от 10.11.2009 № А56-17415/2009, ФАС Уральского округа от 15.09.2009 № A07-910/2009).

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ