ПРЕСС-ЦЕНТР

Статьи

Истребование документов налоговыми органами

Источник публикации: «Налоговый вестник», 2012, № 3

Организация (поставщик товара) в связи с налоговой проверкой нашего покупателя получила из налоговой инспекции требование о предоставлении документов, подтверждающих приобретение нашей организацией товара, проданного покупателю. Правомерно ли требование инспекции?

 

Порядок истребования налоговыми органами в случае проведения налоговой проверки налогоплательщика документов (информации) у третьих лиц регулируется статьей 93.1 Налогового кодекса РФ (НК РФ). В соответствии с пунктом 1 указанной статьи должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик обязан не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей. Указанной обязанности корреспондирует право налогоплательщика не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам (подпункт 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ). При этом данное положение закрепляет общий принцип правового регулирования в налоговых правоотношениях, который подлежит применению ко всем участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Из указанных норм в их системной связи следует, что при проведении налоговым органом проверки налогоплательщика налоговый орган (должностное лицо) вправе истребовать у контрагента проверяемого налогоплательщика (или иных лиц) документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, а последний обязан их представить. При этом принцип деятельности органов государственной власти в соответствии с законом предполагает, что требование, направленное налогоплательщику в соответствии со статьей 93.1 НК РФ, является законным.

По мнению Минфина России, статья 93.1 НК РФ не содержат конкретный перечень истребуемых налоговыми органами у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также документов о сделках. В связи с этим, к таким документам относятся документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информацию относительно конкретной сделки. Такая позиция выражена, к примеру, в Письмах от 19.05.2010 г. № 03-02-07/1-243, от 11.10.2007 г. № 03-02-07/1-438.

Судебно-арбитражная практика при оценке их законности направленных налоговыми органами в порядке статьи 93.1 НК РФ требований и законности действий налогоплательщика по отказу в предоставлении документов, не имеющих отношения к деятельности его контрагента, исходила из того, что налогоплательщик не вправе отказать налоговому органу, руководствуясь следующим. Отношение конкретных документов к деятельности проверяемого налогоплательщика, круг устанавливаемых обстоятельств определяет должностное лицо проверяющего налогового органа, а не лицо, которому адресовано требование о предоставлении документов. Лицо, которому адресовано требование, не вправе вдаваться в оценку, насколько обстоятельства, устанавливаемые истребованными документами, касаются проверяемого налогоплательщика, и отказывать в предоставлении информации и документов в связи с проведением налоговым органом мероприятий налогового контроля. Соответственно, контрагент проверяемого налогоплательщика, которому направлено соответствующее требование, обязан представить налоговому органу все документы (информацию), которые он запросил (Постановление ФАС Уральского округа от 17.12.2008 г. № А76-4091/08; Постановление ФАС Поволжского округа от 07.04.2011 г. № А55-15446/2010).

Однако Высший Арбитражный Суд РФ в Постановлении от 18.10.2011 г. № 5355/11, рассматривая спор банка с налоговым органом по поводу правомерности отказа банка в предоставлении документов по причине не соответствия истребуемых документов требованиям статьи 91.1 НК РФ, руководствуясь подпунктом 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ, пришел к следующим выводам. Банк вправе оценивать на предмет обоснованности направленное ему в порядке статьи 93.1 НК РФ требование о предоставлении документов, касающихся деятельности его клиента в связи с налоговой проверкой его контрагентов (проверяемых налогоплательщиков). В случае установлениям банком факта того, что истребуемые документы не относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (контрагента клиента банка) и не отражают финансово-хозяйственных отношений между налогоплательщиком и клиентом банка, на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 21 НК РФ вправе отказать налоговому органу в предоставлении таких документов.

Полагаем, что указанный вывод Высшего Арбитражного Суда РФ имеет универсальный характер и подлежит применению во всех спорах, связанных с проверкой законности рассматриваемых требований. В связи с чем при получении требования о представлении документов (информации) лицо, которому направлено такое требование, вправе самостоятельно оценить, насколько истребуемые документы касаются деятельности проверяемого налогоплательщика и в случае отказа в их предоставлении по причине их несоответствия требованиям статьи 93.1 НК РФ такие действия могут быть признаны арбитражным судом правомерными.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ