ПРЕСС-ЦЕНТР

Статьи

Что служит основой для решения налоговой инспекции?

Источник публикации: "Налоговый вестник", 2011, № 5

Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку и по ее окончании составила соответствующую справку. После этого инспекция истребовала документы (информацию) у наших контрагентов по деятельности, охваченной проверкой. Могут ли полученные таким образом документы (информация) положены в основу принимаемого инспекцией решения?

Действия налогового органа не правомерны. Порядок проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика и истребования у его контрагентов документов (информации) регламентируется ст. 89, 93.1 НК РФ. Согласно ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию). При этом по п. 15 ст. 89 НК РФ в последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю.

Из смысла указанных норм следует, что налоговый орган не вправе истребовать документы у контрагентов налогоплательщика при проведении выездной налоговой проверки, но после ее окончания, т.е. после подготовки справки об ее окончании. При осуществлении налогового контроля не допускается использование информации о налогоплательщике, полученной в нарушение Конституции РФ, НК РФ, федеральных законов (п. 4 ст. 82 НК РФ). Согласно ст. 31 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

При этом при рассмотрении материалов проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ. Если документы (информация) о деятельности налогоплательщика были представлены им в налоговый орган с нарушением сроков, установленных НК РФ, то они не будут считаться полученными с нарушением Кодекса (п. 4 ст. 101 НК РФ).

Таким образом, анализ указанных норм позволяет говорить о том, что документы (информация), требование о предоставлении которых было направлено контрагенту налогоплательщика и которые получены налоговым органом после составления и вручения ему справки об окончании въездной проверки, не могут являться надлежащим доказательством по делу о налоговом правонарушении.

Вместе с тем ст. 93.1 НК РФ допускает возможность истребования документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки.

В случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения нарушений законодательства о налогах и сборах или их отсутствия руководитель (его заместитель) налогового органа вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий один месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). В качестве таких мероприятий может проводиться истребование документов по ст. 93 и 93.1 НК РФ, допрос свидетеля, проведение экспертизы.

Из анализа указанных норм следует, что налоговый орган может истребовать у контрагентов налогоплательщика документы (информацию) о его деятельности после окончания проверки только в случае назначения дополнительных мероприятий налогового контроля по результатам рассмотрения материалов проверки. Таким образом, полученные налоговым органом после окончания налоговой проверки документы (информация) от контрагентов налогоплательщика вне рамок назначенных дополнительных мероприятий налогового контроля не могут быть положены в основу принимаемого налоговым органом решения. Из таких же подходов исходит судебно-арбитражная практика (постановления ФАС Московского округа от 29.02.2008 № КА-А40/1087-08-П; ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.09.2010 № А19-1676/10; ФАС Западно-Сибирского округа от 22.05.2008 № Ф04-3099/2008(5249-А46-23)).

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ