ПРЕСС-ЦЕНТР

Статьи

Проценты за предоставление рассрочки признали оплатой имущества, облагаемой НДС

Источник публикации: "Документы и Комментарии", 2010, № 22. 

Минфин России считает, что проценты, выплачиваемые покупателем за предоставление органом местного самоуправления коммерческого кредита в виде рассрочки по оплате проданного имущества, являются суммами, связанными с его оплатой. Поэтому они должны включать в налоговую базу по НДС. Весьма спорное заявление. (Письмо Министерства финансов РФ от 13.10.10 № 03-07-11/410)

 
ПРИОБРЕТАЕМ ГОСИМУЩЕСТВО
Приобретение муниципального имущества оборачивается для покупателя дополнительными проблемами в виде исполнения обязанностей налогового агента. Компания-покупатель должна исчислить расчетным методом, удержать и уплатить в бюджет сумму НДС с производимой оплаты (п.3 ст.161 НК РФ).
Главный вопрос, который волнует покупателей в таких случаях: увеличивается ли выкупная стоимость имущества на сумму НДС? Ведь зачастую в договоре купли-продажи госорганы не указывают сумму налога.
Позиция Минфина России по данной проблеме не изменилась. Ведомство считает, что при определении налоговой базы по НДС в отношении муниципального имущества, реализуемого по выкупной цене, исчисленной на основе рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком, следует исходить из того, что эта стоимость включает НДС. Действительно, такой вывод можно сделать из законодательных актов, регламентирующих операции с недвижимостью. Начальная цена приватизируемого государственного или муниципального имущества устанавливается на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с законодательством об оценочной деятельности*.
Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой он может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции (такая формулировка содержится в статье 3 Федерального закона от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон №135-ФЗ)). Именно этими аргументами руководствовалось финансовое ведомство.
Кроме того, по общему правилу продавец включает в подлежащую оплате цену реализуемого товара (работ, услуг) сумму НДС (п.1 ст.168 НК РФ). В связи с этим предъявляемая покупателю к оплате сумма налога является для него частью цены, предусмотренной договором. Аналогичный вывод содержится в постановлении Президиума ВАС от 22.09.09 №5451/09.
Таким образом, вывод Минфина России о том, что при определении налоговым агентом налоговой базы по НДС при реализации муниципального имущества следует исходить из того, что его стоимость, указанная в договоре, включает налог, соответствующий нормам законодательства о налогах и сборах.
Обратите внимание: это правило действует, только если в отчете независимого оценщика нет указания на включение или не включение сумм НДС в рыночную стоимость (то есть рыночная стоимость дается без какой-либо информации о налоге).
 
ОСОБЕННОСТИ РАССРОЧКИ
Еще один вопрос, который волнует приобретателей государственного имущества: необходимо ли в базу для исчисления НДС включать сумму процентов, выплачиваемых за предоставление рассрочки платежа.
Финансовое министерство в комментируемом письме квалифицировало проценты, выплачиваемые покупателем за предоставление органом местного самоуправления коммерческого кредита, в качестве сумм, связанных с оплатой данного имущества. И на этом основании обязало приобретателя включать их в налоговую базу по НДС. Такой вывод основан на следующем.
Предоставление коммерческого кредита (в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ и услуг) может предусматриваться договором на передачу в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками (п.1 ст.823 ГК РФ). Иначе говоря, коммерческое кредитование производится не по самостоятельному договору, а в рамках договора на реализацию товаров (работ, услуг).
Поскольку проценты за коммерческий кредит уплачиваются на основании договора на реализацию муниципального имущества, Минфин России пришел к заключению, что они представляют собой суммы, связанные с оплатой этого имущества. Значит, их необходимо включать в налоговую базу по НДС у покупателя имущества.
Считаем такой вывод недостаточно обоснованным по следующим причинам.
Порядок определения налоговым агентом налоговой базы при реализации муниципального имущества установлен положениями пункта 3 статьи 161 НК РФ. Согласно им, налоговая база в данном случае исчисляется как сумма дохода от реализации имущества с учетом НДС.
Как уже было сказано, доход от реализации определяется исходя из рыночной цены муниципального имущества на основании отчета об оценке**. Отсюда следует, что проценты, уплачиваемые покупателем за предоставление коммерческого кредита, не учитываются при определении рыночной цены этого имущества и соответственно не являются доходом от его реализации.
Данный вывод согласуется с положениями статей 249 и 250 НК РФ, устанавливающих состав доходов от реализации и внереализационных доходов. Так, доходом от реализации признается выручка, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги). Доходы в виде процентов, полученных по договорам займа и кредита, в том числе коммерческого кредита, признаются внереализационными доходами (п.6 ст.250 НК РФ).
Согласно разъяснениям Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ, договор может предусматривать обязанность покупателя уплачивать проценты на сумму, соответствующую цене товара, начиная со дня его передачи продавцом (п.4 ст.488 ГК РФ)***. Указанные проценты, начисляемые (если иное не установлено договором) до дня, когла оплата товара была произведена, являются платой за коммерческий кредит (ст.823 ГК РФ).
Следовательно, проценты за пользованиями коммерческим кредитом – это доходы продавца имущества, отличные от доходов от реализации имущества, поскольку не составляют его цену. Из такой же позиции исходит и судебно-арбитражная практика****.
Вместе с тем несоблюдение разъяснений Минфина России о включении процентов за пользование коммерческим кредитом в налоговую базу по НДС при реализации муниципального имущества влечет существенный налоговый риск.

___________________________________________________________________________
* Статья 12 Федерального закона от 21.12.01 №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Закон №178-ФЗ).
** См. Закон №178-ФЗ и Закон 135-ФЗ.
*** Такие разъяснения содержатся в пункте 14 совместного постановления от 08.10.98 пленумов ВС РФ №13 и ВАС РФ №14 «О практике применения положений Гражданского кодекса РФ о процентах за пользование чужыми денежными средствами».
**** См. постановления ФАС Северо-Западного от 17.11.08 № А56-52426/2007, Восточно-Сибирского от 05.08.08 № А33-3593/08-Ф02-3654/08, Северо-Западного от 19.03.07 № А56-24710/2006 округов.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ