ПРЕСС-ЦЕНТР

Статьи

Даже если недоимку взыскать с организации нельзя, налоговики не исключат ее из лицевого счета

Источник публикации: "Документы и Комментарии", 2010, № 11. 

За налогоплательщиком в лицевой карточке может числиться недоимка, которая образовалась из-за того, что суд признал недействительным решение налогового органа в связи с пропуском срока взыскания. Минфин России пришел к выводу, что такая недоимка не может быть признана безнадежной и не подлежит списанию.
 
Мнение Минфина
Позиция финансового ведомства сводится к следующему. Постановлением Правительства РФ от 12.02.01 № 100* (далее – постановление № 100), принятым в соответствии с пунктом 1 статьи 59 НК РФ, не предусмотрено признание недоимки безнадежной к взысканию и подлежащей списанию из-за пропуска налоговым органом установленного для этого срока. Поэтому в соответствии с действующим правовым регулированием у налоговиков отсутствуют основания для списания данной суммы при наличии вышеуказанных обстоятельств.
 
Судьи поддерживают Минфин
Позиция ведомства, выраженная в комментируемом письме, в целом соответствует положениям статьи 59 НК РФ и сложившейся практике ее применения.
ВАС РФ также исходит из невозможности признания задолженности, срок взыскания которой истек, безнадежной для взыскания в смысле указанной статьи и постановления № 100. Поэтому нет оснований исключать сумму задолженности из лицевой карточки налогоплательщика. При этом судьи считают, что отражение задолженности в карточке лицевого счета, то есть во внутриведомственном документе налоговой службы, не нарушает права налогоплательщика*. Аналогичной точки зрения преимущественно придерживаются судьи практически всех округов*.
КС РФ в определении от 19.05.09 № 757-0-0 пришел к заключению о том, что положения статьи 59 НК РФ не противоречат Конституции РФ.
 
Наши рекомендации
Вместе с тем при определении обязанности по уплате данной суммы и нарушении прав налогоплательщика необходимо учитывать следующее.
Отражение в карточке лицевого счета сумм недоимок, невозможных для взыскания в связи с пропуском налоговым органом сроков, предусмотренных статьями 46-48 НК РФ, само по себе не порождает обязанность налогоплательщика по их погашению.
Кроме того, невозможность взыскания недоимки также делает нереальным начисление на такую сумму пеней. Это вызвано тем, что пени являются производной от суммы недоимки (см. Постановление президиума ВАС РФ от 06.11.07 № 8241/07).
Так, ВАС РФ счел, что налоговики нарушили право предприятия на получение достоверной информации, указанной ими в справке о состоянии расчетов с бюджетом. Данные сведения о задолженности компании по налогам, сборам, пеням и штрафам были неполными. В связи с этим судьи пришли к выводу, что, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указания на утрату инспекцией возможности ее взыскания*.
Таким образом, если налоговики уже не могут взыскать какую-либо сумму, то они обязаны выдать справку об отсутствии задолженности и указать в ней факт невозможности взыскания недоимки, пеней, штрафов. Это должно обеспечивать соблюдение прав налогоплательщика.
Как показывает практика налогового контроля, наличие такой недостоверной информации в карточке создает угрозу взыскания этих сумм, например путем зачета образовавшейся переплаты в счет погашения долга в порядке статей 79, 176 НК РФ. В этом случае организация вправе обратиться в суд с иском о признании такого зачета, приводящего к излишнему взысканию налогов, незаконным.
 
PS: необходимо учитывать, уже после опубликования данного комментария, со 02 сентября 2010 г. ситуация со списанием налоговой задолженности изменилась в благоприятную для налогоплательщика сторону.
Федеральным законом от 27.07.2010 г. № 229-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса РФ»расширена сфера применения статья 59 НК РФ путем введения нового основание для списания задолженности, безнадежной для взыскания, практическое применение которого облегчит положение налогоплательщика и должно исключить массу налоговых споров.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Напомним, что порядок и срок взыскания налоговыми органами налоговой задолженности в бесспорном и судебном порядке установлен положениями статьи 46 НК РФ. Нарушение установленных в ней сроков бесспорного взыскания, а также пропуск налоговым органом срока, отведенного законом для обращения в суд с соответствующим требованием о взыскании задолженности, делают невозможным взыскание такой задолженности, то есть взыскание такой задолженности становится невозможным в силу причин процессуального характера. Кроме того, статьей 113 НК РФ установлен срок давности привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, истечение которого также делает невозможным наложение на налогоплательщика штрафа за совершение налогового правонарушения и его взыскание.
Из смысла указанной нормы следует, что единственным основанием для списания налоговой задолженности по данному основанию является соответствующий судебный акт, которым установлена невозможность ее взыскания в силу причин процессуального характера. Указанное означает, что налоговый орган не вправе самостоятельно без судебного акта (решения, определения) принять решение о списании налоговой задолженности; иное будет означать незаконность списания задолженности. 
Кроме того, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам (пункт 3 статьи 59 НК РФ в новой редакции).


 *«О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам».
* Такой подход отражен в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.04.08 № 10405/07, в определениях ВАС РФ от 12.08.09 № 9893/09, от 24.02.09 № 1518/09.
* См. постановления ФАС Московского от 16.11.09 № КА-А41/11917-09, Северо-Западного от 10.07.09 № А56-43669/2008, от 17.06.09 № Ф04-3562/2009(8910-А46-37), Уральского от 27.02.09 № Ф09-5135/09-С2 округов.
* Такое решение содержится в постановлении Президиума ВАС РФ от 01.09.09 № 4381/09.

Вернуться к списку
РАСПЕЧАТАТЬ